Основные стадии правотворческого процесса

Референдум как вид правотворчества.

Виды правотворческой деятельности в РФ

В РФ существуют три основные формы правотворчества:

1) принятие нормативных актов органами государства;

2) непосредственно народом путем референдума,

3) заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между РФ и субъектами, входящими в ее состав, между субъектами РФ, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий и т.д.)

Когда-то в СССР активно использовался такой вид правотворчества, как принятие нормативных актов общественными организациями, специально уполномоченными на то государством (например, высшим профсоюзным органом страны – ВЦСПС), а также принятие совместных актов государственными органами и общественными организациями.

Принятие нормативных актов органами государства. Эта форма правотворчества является наиболее распространенной в РФ. Правом принятия нормативных актов обладают Федеральное Собрание РФ, представительные органы субъектов РФ.

К числу правотворческих органов относятся также Президент РФ, Правительство РФ, президенты, правительства, министерства, государственные комитеты и ведомства республик, входящих в состав Федерации, главы администраций соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований.

Правотворческими полномочиями обладает в пределах своей компетенции администрация объединений, комбинатов, предприятий и учреждений (локальное правотворчество).

Полномочия каждого органа на издание нормативных актов определяются Конституцией РФ и иными законами в зависимости от места, занимаемого им в системе органов Российского государства.

За последнее время получили большое распространение. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РФ. На всенародное голосование может быть поставлен текст законопроекта, по которому гражданам предлагается высказать свое мнение.

Процесс создания нормативного акта складывается из отдельных стадий его подготовки, рассмотрения, утверждения и обнародования (оглашения).

1) Подготовка проекта.

Это первый этап правотворческого процесса. Он начинается с принятия решения о подготовке проекта. Оно прежде всего находит воплощение в утвержденных планах правоподготовительных работ.

Кроме того, относительно законопроектов такое решение может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоянным комитетам, Правительству или какому-либо иному органу или их совокупности разработать проект конкретного акта.

Законопроект может быть подготовлен и по инициативе Президента, Правительства РФ, постоянных комитетов ГД, отдельных депутатов, других органов и организаций, обладающих правом законодательной инициативы.

Наконец, инициативу в подготовке законопроекта могут проявить субъекты РФ через их высшие органы государственной власти.

Проекты указов Президента, постановлений Правительства обычно готовятся соответствующими министерствами и ведомствами либо на основании плана правотворческих работ, либо по разовому поручению Президента, руководства Правительства, либо по собственной инициативе. Такие проекты могут быть подготовлены также в аппарате соответственно Президента, Правительства.

При подготовке проектов обычно применяется ведомственный, отраслевой принцип, в соответствии с которым первоначальные проекты составляются теми органами и организациями, профилю деятельности которых они соответствуют.

Такой принцип обеспечивает квалифицированное составление проекта, участие специалистов. Во многих случаях дается поручение составить первоначальный текст проекта нескольким ведомствам, включая и юридический орган (Министерство юстиции, Верховный Суд и т.д.).

В правотворческой практике используется в зависимости от содержания проекта и другой принцип, когда законопроекты готовятся постоянными комитетами высшего представительного органа страны (законопроекты о выборах, о статусе депутатов и др.). Однако ведомственный принцип подготовки проектов все же преобладает в современной правотворческой практике.

Активная роль в подготовке проектов принадлежит общественным объединениям. В одних случаях они готовят проекты по собственной инициативе, в других – привлекаются к подготовке совместно с государственными органами. Большинство крупных законодательных актов, в первую очередь тех, которые касаются граждан и их организаций, готовятся с участием партий, профсоюзов и других общественных объединений.

2) Следующая стадия правотворческого процесса – предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта. До начала подготовки проекта важно выявит общественную потребность в нормативном регулировании соответствующей сферы общественных отношений.

Прежде всего определяются, какого фактическое состояние той области жизнедеятельности общества, к которой относится предлагаемый акт, существо вопроса, который должен быть решен в проекте, а также общая цель предполагаемого правового регулирования.

При этом следует помнить, что проекты нормативных актов готовятся как с целью решения новых вопросов, возникших на практике и требующих правового регулирования, так и для устранения имеющихся в законодательстве пробелов, устаревших предписаний и противоречий, множественности актов по одним и тем же вопросам.

На данном этапе весьма важно получить подробную информацию о действующем законодательстве по затрагиваемому вопросу, проанализировать его состояние, практику применения.

Желательно, чтобы разработчики проекта ответили на вопросы:

· принимались ли раньше акты по теме предлагаемого проекта;

· если принимались, то каковы их эффективность и недостатки, каким образом они будут связаны с разрабатываемым проектом;

· как предлагаемый акт впишется в действующее правовое регулирование, насколько хорошо он будет взаимодействовать с системой действующих или намеченных к разработке нормативных актов и т.п.

Т.о., по каждому проекту перед началом его разработки целесообразно подготовить справку о действующем регулировании по соответствующему вопросу. Уместно также составление справки о зарубежном законодательстве по теме проекта.

Анализ состояния законодательства по вопросам, относящимся к теме проекта, помогает ответить и на вопрос, можно ли ограничиться внесением изменений и дополнений в ранее принятые акты или действительно необходимо подготовить новый акт.

Заранее должны быть определены возможные последствия действия акта: экономические, социальные, юридические, экологические и другие, а также просчитаны возможные затраты материальных, финансовых и иных ресурсов, необходимых для решения вопроса, соответствующие доходы, издержки и т.д.

На начальной стадии работы над проектом вырабатываются основные положения будущего акта, которые должны обеспечить решение поставленных задач. Для законопроекта и проекта другого важного акта в ряде случаев необходима и разработка его научной концепции.

3) Следующая стадия – это подготовка первоначального текста проекта. Для выработки важных и сложных проектов обычно образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественные организаций, ученых-юристов и других специалистов. В случае необходимости комиссии создают подкомиссии, рабочие и редакционные группы.

Правотворческий орган может поручать подготовку альтернативных проектов нескольким органам, организациям, творческим коллективам или отдельным лицам либо заключать с ними договоры, а также объявлять конкурсы на лучший проект. Это дает возможность получить неординарные решения, отразить плюрализм мнений и позиций, выработать оптимальное решение вопроса.

4) После того как первоначальный проект разработан, наступает следующая стадия правотворческого процесса – предварительное обсуждение проекта. Оно обычно осуществляется с привлечением большого круга заинтересованных органов, организаций, общественности.

Формы обсуждения различны:

· парламентские чтения;

· расширенные заседания подготовительных комиссий;

· обсуждение в печати и на телевидении;

· рецензирование проекта научно-исследовательскими учреждениями;

· отзывы и заключения на проект со стороны министерств, ведомств, иных учреждений и организаций, не участвующих в его разработке ит.д.

Все законопроекты обычно предварительно рассматриваются на заседаниях профильных комитетов законодательного органа. Такое рассмотрение – залог делового и организованного прохождения проекта, гарантия более углубленной проработки вопросов.

Подготовленные проекты должны быть подвергнуты всесторонней правовой, финансовой и иной специализированной экспертизе.

Важнейшие законопроекты могут быть вынесены на всенародное обсуждение.

После учета замечаний и предложений проект окончательно отрабатывается и редактируется. Как правило, это делает та рабочая комиссия, которая составляла первоначальный текст проекта.

Затем наступает новый этап правотворческой процедуры, когда работа над проектом вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом.

Возведение государственной воли в закон. Этот этап начинается с внесения проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа или организации, готовивших его.

Правом официального внесения законопроектов в высший представительный орган страны пользуются определенные полномочные органы, организации и лица, обладающие право законодательной инициативы (перечислены в Конституции).

Проект закона представляется вместе с объяснительной запиской и если требуются дополнительные материальные затраты – с финансово-экономическим обоснованием.

Все официально внесенные законопроекты рассматриваются, как правило, после обсуждения соответствующими комитетами палат законодательного органа по профилю проекта, а также комитетом по законодательству.

Следующая стадия – внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания. Затем следует обсуждение и официальное принятие проекта.

Эти стадии применительно к деятельности высшего представительного органа страны обычно детально регламентируются.

Рассмотрение законопроектов осуществляется в трех чтениях, если законодательным органом применительно к конкретному проекту не будет принято иное решение.

При первом чтении заслушивается доклад инициатора законопроекта и содоклад головного комитета. Затем депутаты обсуждают основные положения законопроекта и высказывают предложения и замечания в форме поправок, рассматривают предложения об опубликовании при необходимости законопроекта для обсуждения.

По результатам обсуждения законодательный орган одобряет основные положения законопроекта или отклоняет его. В случае одобрения обычно устанавливается срок его представления для второго чтения.

Рассмотрение внесенных поправок к проекту и подготовка его ко второму чтению осуществляется головным комитетом или другим органом, которому поручена доработка проекта.

При втором чтении с докладом выступает председатель головного по данному законопроекту комитета либо руководитель органа, дорабатывающего проект. Обсуждение проводится постатейно.

В результате второго чтения законодательный орган либо принимает закон, либо отклоняет его, либо возвращает на доработку.

На голосование ставятся отдельно каждая статья либо раздел или глава проекта. Статья, раздел, глава принимаются за основу, затем на голосование ставятся все поступившие в письменном виде поправки.

Если предложено внести несколько поправок в одну и туже статью проекта, то вначале обсуждаются и голосуются те из них, принятие или отклонение которых позволит решить вопрос о других поправках.

Когда обсуждены все поправки, статья, раздел или глава утверждается в целом с принятыми поправками. Затем проект утверждается в целом. Порядок подсчета голосов обычно четко устанавливается регламентами законодательных органов.

В деятельности законодательных органов ряда стран существует практика принятия законов в трех чтениях. При третьем чтении не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным частям.

В Регламенте ГД установлен также порядок повторного рассмотрения федеральных законов, отклоненных Советом Федерации, а также повторного рассмотрения тех из них, которые отклонены Президентом РФ.

Коллегиальные правотворческие органы (Правительство, государственные комитеты и др.) принимают нормативные акты простым большинством голосов.

Президент государства, министры и другие органы единоличного руководства утверждают свои акты (указы, инструкции, приказы и т.д.) в персональном порядке.

Официальное оглашение принятого нормативного акта – заключительная стадия правотворческого процесса. Предусмотрено в особых, предусмотренных законом печатных органах.

В соответствии с п.3 ст. 15 Конституции РФ неопубликованные законы не принимаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: