Романов попытался еще раз повлиять на политику. По его инициативе в период поездки Горбачева в Великобританию, где премьер-министр М. Тэтчер разглядела в нем перспективного лидера СССР, в журнале «Коммунист» была опубликована теоретическая разработка за подписью Черненко, что несколько принижало значение визита Горбачева. Черненко
стал лихорадочно искать новую опору, которую он нашел в лице того же Романова. На пленуме ЦК КПСС 1984 г., посвященном сельскому хозяйству, Романов находился рядом с Черненко, оттеснив Горбачева. В этой его позиции был и более глубокий смысл, так как сельское хозяйство, которое курировал Горбачев, находилось в значительно более худшем положении, чем военно-промышленный комплекс, которым занимался Романов. Но новый виток соперничества не завершился. Внезапное ухудшение состояния здоровья Черненко оборвало этот процесс. Константин Устинович говорил все невнятнее, короткими фразами, с частыми придыханиями, бледнея и краснея от удушья. Разговаривать с людьми ему становилось все тяжелее, и он не мог принимать решения даже по простым вопросам. Отдых легочного больного в предгорьях Кавказа закончился тяжелой простудой дыхательных путей. После непонятного отравления Черненко копченой рыбой состояние его здоровья стало критическим. (Эти болезни и пищевые отравления первого лица в СССР до сих пор вызывают удивление.)
Окружение Черненко пыталось не допустить перехвата власти Горбачевым, но сделать это было уже трудно. Расстановка сил в основном состоялась, и политики ждали неминуемой скорой смерти Черненко.
В начале 1985 г. жизнь Черненко была на исходе. В беседе с Громыко он советовался о добровольном уходе с политической арены, не дожидаясь своей смерти, но не получил его согласия. Больного генсека пытались эксплуатировать в политических целях. На всю страну по телевидению показали, как смертельно больной Черненко голосует на избирательном участке. Его поддерживал под руки первый секретарь МГК КПСС В. Гришин, который рассчитывал таким сомнительным способом укрепить свои позиции то ли на приближавшихся выборах нового генсека ЦК КПСС, то ли в свете прогремевших скандалов в торговле Москвы. В народе об участии Черненко в выборах говорили: «И умереть старику не дадут спокойно».
Однако проблема была глубже. Горбачев об этом позднее сказал так: «Общество не располагало необходимой информацией, чтобы сделать выбор. Вот если бы оно знало о действительном состоянии Брежнева и Черненко, знало, что почти десятилетие у руля страны стояли люди, физически не способные к работе. Впрочем, само по себе знание еще ничего не значило. Ведь у нас не было нормального демократического механизма сменяемости власти. Система этого не предусматривала, она жила по своим законам, согласно которым на пирамиде мог находиться и безнадежно больной, даже умственно неполноценный человек. Никто не смел посягнуть на этот порядок».
Черненко до конца выполнил свой партийный долг, как он его понимал, и скончался в марте 1985 г., вызывая жалость у тех, кто знал его как
неплохого человека, и уважение тех, кто сталкивался с ним в качестве службиста. Тень Брежнева наконец исчезла на восходе солнца нового дня с его новыми надеждами и очередными разочарованиями.
С.А Кислицын
Хронология основных событий
1911» 11 (24) сент. Дата рождения. 1931-1945. На партийной работе в Красноярском крае. 1945. Окончание Высшей партийной школы при ЦК ВКП(б). 1941-1948. Секретарь Красноярского крайкома, затем Пензенского обкома партии. 1948-1965. На партийной работе в ЦК КП(б) Молдавии и ЦК КПСС, затем сотрудник Президиума ВС СССР.
1976-1984. Секретарь ЦК КПСС, с 1977 г. - кандидат, с 1978 г. - член Политбюро ЦК КПСС.
1984, февр. — 1985, март. Генеральный секретарь ЦК КПСС, с 18 апр. 1984 г. — Председатель Президиума ВС и Председатель Совета Обороны СССР.
1985, март. Дата смерти.
Литература
1. Горбачев М.С. Жизнь и реформы: В 2 т. — М., 1996.
2. Казначеев В. Последний генсек. — М., 1996.
3. Лидеры российской власти и оппозиции. — Ростов н/Д, 2001. Т. 2.
4. Соловьев В., Кленикова £ Затворник в Кремле: от Андропова до Горбачева. — М., 1991.
Михаил Сергеевич Горбачев
ихаил Сергеевич Горбачев уже при жизни вошел в историю как политический деятель мирового масштаба. Его имя неразрывно связано с историей нашей страны второй половины 1980-х гг., с периодом ее развития, получившим название «перестройка».
Перестройка, инициированная Горбачевым и его единомышленниками в высшем руководстве страны, была нацелена на системное реформирование существовавшего тогда общественного строя. Следует отметить, что эта инициатива опиралась на серьезные объективные причины. Мобилизационная модель общественного развития, сформировавшаяся в СССР к середине 1930-х гг., продемонстрировала свою эффективность в чрезвычайных военных условиях и позволила стране занять положение великой державы. Однако эта модель общественного устройства при своих тоталитарных, а с 1950-х гг. — авторитарных политических составляющих была исторически ограниченной и бесперспективной. Выход страны из мобилизационной, излишне централизованной общественной и прежде всего экономической системы стал с начала 1980-х гг. объективно необходимым условием для дальнейшего прогрессивного развития. Соответствующие изменения в сторону демократии вызревали и в политической сфере. Перестройка как реформационный процесс призвана была обеспечить эволюционное развитие страны от мобилизационно-авторитарного общества к обществу со смешанной экономикой, рыночными механизмами хозяйствования, с демократическими политическими институтами власти. Сама историческая судьба, поставив нового лидера страны М.С. Горбачева во главе этого процесса, дала ему шанс стать выдающимся реформатором Отечества.
М.С. Горбачев приносит присягу Президента СССР |
В современной научной и публицистической литературе роль М.С. Горбачева в нашей истории оценивается по-разному, причем спектр оценок довольно широк: от крупного реформатора до политического преступника, предателя своего народа. В этих суждениях много конъюнктурного и политизированного. Вероятно, вполне объективную оценку личности Горбачева можно будет дать позже, ког
да доступными для исследователей станут новейшие архивные докумен- Tbi и сам дальнейший ход истории придаст оформленную направленность последствиям переломных событий перестроечных лет. Сегодня же исследователь может дать лишь определенную версию роли и влияния Горбачева на историю нашего Отечества. Предлагая такую версию, мы стремились максимально беспристрастно анализировать реальные события перестройки и деяния ее инициатора.
М.С. Горбачев родился 2 марта 1931 г. в селе Привольном Красногвардейского района Ставропольского края в семье крестьянина. В детстве во время школьных каникул он начал помогать своему отцу — комбайнеру, освоив профессию сельского механизатора. Уже тогда стали проявляться его лидерские качества. В одном из своих интервью в еженедельнике «Аргументы и факты» Горбачев вспоминал, что с детства пытался верховодить. Непродолжительное время он работал механизатором на машинно-тракторной станции. Затем учеба на юридическом факультете Московского государственного университета, где он совмещал учебу с активной комсомольской работой, избирался членом комитета комсомола университета. В 1955 г. после окончания университета возвратился 8 Ставрополье и там был выдвинут на ответственную комсомольскую работу. Работал первым секретарем Ставропольского горкома комсомола, а затем заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации, вторым и первым секретарем крайкома комсомола.
С марта 1962 г. Горбачев на партийной работе, его выдвинули парторгом Ставропольского территориально-производственного колхозно-совхоз- ного управления, а в декабре утвердили заведующим отделом партийных органов крайкома партии. Через 4 года он был избран первым секретарем Ставропольского горкома партии, с августа 1968 г. работал вторым, а с апреля 1970 г. первым секретарем Ставропольского крайкома КПСС. В течение восьми лет Горбачев был партийным руководителем в относительно благополучном регионе, не обделенном вниманием высших должностных лиц партии и государства. За эти годы он проявил себя инициативным руководителем и в 1978 г. был переведен в Москву, избран секретарем ЦК партии, курирующим сельскохозяйственные вопросы. Уже через два года, в октябре 1980 г. Горбачев вошел в состав высшего руководства страны, став членом Политбюро ЦК КПСС. Как отмечают некоторые исследователи, быстрое продвижение Горбачева по партийно-государственной лестнице объяснялось не только его энергичной деятельностью, но и крестьянским происхождением.
В течение семи лет до избрания в марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК партии Горбачев активно занимался вопросами аграрной политики. Именно под его руководством была разработана Продовольственная программа, принятая в мае 1982 г. Эта программа рассматривалась как
неотложная и самая важная задача. Ее реализация должна была обеспечить пропорциональное и эффективное развитие трех решающих звеньев сельского хозяйства — производства зерна, кормов и животноводческой продукции. Начались изменения в системе управления и планирования агропромышленного комплекса, создавались агропромышленные объединения. Был дан новый импульс развитию коллективного подряда на селе. Эти и другие меры позволили несколько стабилизировать ситуацию с продовольственным обеспечением населения страны, хотя должного перелома в решении продовольственной проблемы тогда так и не произошло, Но на то были свои причины.
На рубеже 1970-1980-х гг. для Горбачева был характерен новаторский подход к делу, стремление искать и находить нестандартные решения сложных социально-экономических проблем. Его также отличало отменное здоровье и высокая работоспособность. В своих воспоминаниях о Горбаче- ве в бытность секретарем и членом Политбюро ЦК партии известный политик Е.К. Лигачев писал: «Горбачев в те годы был единственным членом Политбюро, которого можно было застать на рабочем месте до позднего вечера».
Избрание Горбачева в марте 1985 г. руководителем партии — тогда высшим должностным лицом в стране — не было случайным. Его предшественник на этом посту К.У. Черненко именно в Горбачеве видел своего преемника, поручив ему вести заседания Секретариата, а в свое отсутствие — заседания Политбюро. Приход к власти М.С. Горбачева — члена реформаторского крыла политического руководства породил в обществе большие ожидания скорейших перемен к лучшему. Пребывание Горбачева на высших политических и государственных должностях во второй половине 1980-х гг., его деятельность в роли лидера великой державы во многом оказались судьбоносными для нашей страны. В эти годы в полной мере он раскрылся как политик и человек.
Перестроечный процесс, инициированный Горбачевым и протекавший с весны 1985 по конец 1991 г., в своем развитии прошел три основных этапа: традиционно-авторитарный (1985—1986 гг.); социал-демократический (1987-1989 гг.); либерал-радикальный (1990-1991 гг.). В соответствии с названными этапами эволюционировала и перестроечная деятельность Горбачева, менялись его идеологические позиции.
На первом этапе перестройки сохранялась командная модель традиционного социал-авторитарного общества. На практике реформирование в те годы свелось к попыткам ужесточения контроля, осуществления номенклатурного обновления кадров и проведения курса на «ускорение социально-экономического развития».
Анализ выступлений Горбачева в 1985—1986 гг. свидетельствует о том, что ускорение понималось прежде всего как форсированное развитие ма- тиностроения. Реализация этого курса потребовала значительного роста капиталовложений в данную сферу. Причем приоритет отдавался машиностроению во всех отраслях, включая аграрный сектор экономики. Так, выступая в сентябре 1985 г. на совещании по вопросам развития агропромышленного комплекса, М.С. Горбачев особо подчеркивал необходимость обеспечения прежде всего опережающего развития продовольственного машиностроения. Однако в условиях затратно-директивной экономики дополнительные капиталовложения в машиностроение не дали ожидаемых результатов.
На первом этапе перестройки была предпринята попытка поднять качество производимой продукции, для чего был создан Государственный комитет по приемке качества (госприемка). Опять же административным путем при сохранении командно-плановой экономической системы намеривались обеспечить радикальное улучшение качества отечественной продукции. Вскоре стало очевидным, что эта мера не позволяет решить проблему качества.
Ситуацию в экономике усугубила известная кампания по преодолению пьянства и алкоголизма. В реальной жизни антиалкогольные меры не привели к существенному уменьшению пьянства, но положили начало утрате государством монопольного контроля над производством и реализацией винно-водочной продукции. Стало расцветать самогоноварение, появились нелегальные кооперативы по производству этой дефицитной продукции. В ряде регионов оказались вырубленными целые виноградные плантации. Антиалкогольная кампания нанесла серьезный удар по государственному бюджету. В частности, в 1986, 1987 и 1988 гг. государственный бюджет страны лишился десяти млрд руб. ежегодных поступлений. По тому уровню цен это было практически равнозначно 30 млрд дол. за три года. Конечно, не следует все эти просчеты сваливать на Горбачева. Но, несомненно, как лидер страны он нес главную ответственность за характер и направление преобразований, осуществлявшихся в те годы.
Таким образом, политика, проводимая Горбачевым в 1985—1986 гг., свидетельствовала о том, что усилия по «ускорению» авторитарно-мобили- зационного общества обречены на неудачу. Возможности мобилизационной общественной системы были исчерпаны.
Начало второму периоду перестройки положил январский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС, на котором М.С. Горбачев изложил новую идеологию и стратегию реформ. Главными преобразовательными лозунгами стали «гласность» и «демократизация», а в основу реформационной стратегии была положена идея соединения социализма с демократией.
В июне 1987 г, на очередном Пленуме ЦК КПСС была одобрена и экономическая реформа, нацеленная на внедрение элементов рыночной экономики и существенное ослабление командных механизмов хозяйствования.
Реализация этой концепции преобразований предполагала замену режима монопольно властвующей КПСС властью демократически избранных Советов и трансформацию директивной экономики в социально-ориентированную рыночную. Такая эволюция в политической, социальной и экономической сферах вполне соответствовала социал-демократическим ценностям.
Новый курс на демократический социализм получил закрепление и дальнейшее развитие летом 1988 г. на XIX Всесоюзной партийной конференции. Большая заслуга в формировании обновленной реформационной стратегии принадлежала Горбачеву. Позже, в своих воспоминаниях середины 1990-х гг., он прямо назовет социал-демократическую направленность преобразований основой второго этапа перестройки. «Мы к 1988 году, — отмечал Горбачев, — осознали, что без реформирования самой системы не сможем обеспечить успешное проведение реформ. С этого момента можно говорить о втором содержательном этапе перестройки. Он базировался уже на других идеологических позициях, в основе которых лежала и идея социал-демократии».
В различных сферах общественной жизни в 1987—1989 гг. наметились позитивные тенденции. В экономике была предпринята попытка осуществления реформы, ориентированной на рынок, призванной государственным заказом ограничить поле деятельности командно-директивных механизмов хозяйствования. Оживлению экономики способствовали развитие кооперативного движения, внедрение арендных отношений в сельском хозяйстве, создание совместных с зарубежными странами предприятий и другие меры. О некотором экономическом росте в эти годы свидетельствует статистика. Так, если в 1986 г. произведенный национальный доход в фактически действовавших тогда в стране ценах составил 587,4 млрд руб., то в 1989 г. — 673,7 млрд руб. Показатели продукции промышленности составляли соответственно 846 млрд руб. и 928 млрд руб., а продукции сельского хозяйства — 119,8 млрд руб. и 128,9 млрд руб. Если в 1986 г. ввод в действие общей площади жилых домов был равен 119,8 млн кв. м, то в 1988 г. — 132,3 млн кв. м.
Во внутриполитической сфере широкое развитие получили гласность и демократизация, затронувшие и правящую КПСС, начался процесс становления многопартийности и возрождения народовластия в лице демократически избранных советов. В самой КПСС появились различные идейные платформы, внеуставные партийные клубы, альтернативными стали выборы на руководящие партийные должности. Наряду с неформальными движениями (народные фронты) появились и первые оппозиционные партии: Демократический союз (1988 г.), Демократическая партия Советского Союза (1989 г.) и др.
В марте 1989 г. были проведены выборы депутатов по новому избирательному закону. Первый съезд народных депутатов, избранный на альтернативной основе и в конкурентной борьбе, представлял различные слои населения, разные общественные настроения. На съезде был сформирован профессионально работающий парламент — Верховный Совет, пред-, седателем Президиума которого был избран М.С. Горбачев. Этим было положено начало постепенному переходу властных полномочий в стране оТ КПСС к советам.,
На социал-демократическом этапе перестройки удалось ослабить и международную напряженность. Были подписаны соглашения с Соединенными Штатами Америки по ограничению наступательных ядерных ракет, выведены советские войска из Афганистана, нормализованы отношения с рядом стран Запада.
Однако во второй половине 1989 г. в государстве стала нарастать социальная напряженность. Руководство страны, возглавляемое Горбачевым, столкнулось с кризисом доверия, который вскоре перерос в кризис ре- формационного процесса. Проявлением его стали шахтерские забастовки летом 1989 г., поддержанные рабочими и служащими ряда промышленных предприятий. Социальное недовольство подпитывал товарный дефицит на сахар, мыло, стиральный порошок, а позже на чай и табачные изделия.
Почему же перестройка на своем втором, социал-демократическом этапе, имея некоторые положительные тенденции и результаты, оказалась в кризисе? Почему социал-демократическая эволюция страны не получила своего дальнейшего развития? Многие исследователи и политики на эти сложные вопросы отвечают приблизительно так: «В реальной жизни демократического социализма не может быть, а значит, существовавшую тогда общественную систему нельзя было реформировать, ее следовало разрушить». Однако такой подход, на наш взгляд, несколько упрощен. Свертывание перестройки как эволюционного реформирования объясняется рядом причин, среди которых следует выделить две основные: 1) узость и недостаточная организованность общественного слоя, поддерживавшего социал-демократический характер реформирования; 2) ошибки руководства страны и ее лидера Горбачева а социально-экономическом и политическом реформировании.
Во второй половине 1989 — в начале 1990 г. в стране объективно складывался влиятельный социальный слой, сориентированный не на социал-демократический путь развития страны, а на либеральный характер преобразований. Этот слой включал в себя прежде всего массового обывателя, поверившего в скорое утверждение у нас западных жизненных стандартов. С социал-демократическим реформированием, ведущим к социально-экономической стабилизации и укреплению союзной государственности, было не по пути многим представителям республиканских элит, взявшим курс на «цивилизационное развитие», свободное от «оков союзной
государственности». Против социал-демократической модели общественного развития страны, включавшей в себя систему регулирующих государством рыночных экономических отношений, была значительная часть хозяйственной и партийной бюрократии. Либеральному развитию отдавал предпочтение и растущий класс российских предпринимателей.
Социал-демократическое реформирование было свернуто в 1990 г. и из-за серьезных просчетов руководства страны во главе с Горбачевым. Так, в экономической сфере правительство в 1987—1988 гг. продолжало неоправданную политику форсированного роста капиталовложений в производственное строительство, заявляя на словах об обратном. Например, в 1988 г. правительство заморозило производственное строительство на 24 млрд руб., но в том же году на строительство новых производствен- i ных объектов было направлено 59 млрд руб. Такая политика на фоне бюджетных потерь из-за антиалкогольной кампании и падения мировых цен на топливно-энергетические ресурсы привела к резкому росту дефицита госбюджета. Этому способствовал и переход в 1987 г. от абсолют- 1 ных размеров фонда заработной платы к нормативным, не подкреплен- j ный реформой ценообразования: В результате' стал фактом процесс накопления значительного количества наличной денежной массы, не имевшей товарного покрытия. К началу 1989 г. этот дефицит по сравнению с { 1985 возрос в пять раз с 20 до 100 млрд руб. В 1991 г. сумма бюджет- j ного дефицита составляла огромную величину — 30 % валового внут- I реннего продукта.
Дискредитирующее воздействие на социал-демократическую перспективу экономического реформирования оказали неудачи в запуске рыночного механизма хозяйствования. В соответствии с «Законом о государственном предприятии (объединении)», вступившим в силу 1 января 1988 г., планово-директивный сектор экономики ограничивался госзаказом, продукция, полученная сверх заказа, могла быть реализована по свободным рыночным ценам. Причем из года в год предполагалось снижать долю госзаказа, расширяя рыночный сектор экономики. Однако на практике этот замысел остался не реализован, так как в стране сохранялась прежняя нерыночная система ценообразования, отсутствовала рыночная инфраструктура (разветвленная система товарно-сырьевых бирж, центров оптовой торговли, коммерческих банков и др.). А без этого производить и реализо- вывать по свободным ценам продукцию, изготовленную сверх заказа, было крайне затруднительно. Как справедливо заметил профессор В.В. Согрин, в таких условиях большинство руководителей предпочло не рисковать, а получать госзаказ по максимуму, который служил гарантией централизованного снабжения и сбыта готовой продукции. Главный замысел экономической реформы — ее рыночная направленность — оказался нереализованным. Ответственность за это в значительной мере ложится на
„уководство страны и прежде всего на Горбачева, которому не хватило ни мудрости, ни воли в обеспечении экономического реформирования, будучи недостаточно компетентным в экономических вопросах, он часто испытывал колебания, высказывал противоречивые суждения. С одной стороны, Горбачев был за экономическую реформу, нацеленную на поэтапное вхождение в рынок, с другой — не поддерживал реальные меры по формированию рыночной инфраструктуры, опасался отпуска цен, не допускал возможности появления частной собственности (в 1989 г. он предостерегал, что нам «исподволь подбрасывают мысль... даже о частной собственности»).
Испытывая серьезные колебания в вопросах осуществления экономической реформы, М.С. Горбачев не смог организовать работу по обеспечению реформационного процесса, не оказал необходимую поддержку правительству в преодолении проблем, ставших на пути реформы. Позже он сам это признал. В своем интервью на страницах еженедельника «Аргументы и факты» Горбачев в 1997 г. отмечал: «Скажу откровенно: в тактике мною были допущены просчеты... В 87-м году мы провели серьезный экономический Пленум... Николай Иванович Рыжков нуждался в моей поддержке. Я мог употребить свое положение и товарищеские отношения с премьером для того, чтобы повлиять на работу правительства. Но это уже претензии ко мне...» В результате Н.И. Рыжков, оказавшись без необходимой политической поддержки, не решился на проведение необходимых экономических решений (реформа ценообразования и др.). Нерешительность в принятии важных хозяйственных мер на фоне распада экономического сообщества наших союзников (СЭВ) вела к обострению товарного дефицита. И это в значительной мере подталкивало децентрализацию и усиливало сепаратистские тенденции. Как справедливо заметил в этой связи экономист Е. Ясин, от создавшегося дефицита каждая союзная республика старалась спастись как могла, окружая себя барьерами.
Колебания и просчеты были допущены Горбачевым и в национально- государственном строительстве. Ему не хватило политической воли в решении острых национальных конфликтов (карабахский и др.). Многие виновные в погромах и преступлениях остались безнаказанными, не проводилась активная работа по разоружению тогда еще малочисленных, незаконных вооруженных формирований и в результате такие формирования вскоре появились в различных регионах бывшего СССР.
Однако главный просчет в национально-государственной политике заключался в нежелании центральной власти своевременно решать вопросы по обновлению советской федерации, по обретению республиками хозяйственной самостоятельности в рамках общего экономического пространства. Следует напомнить, что лидеры Прибалтийских республик в 1989 г. не стави- Ли вопрос об отделении от СССР, а добивались наполнения суверенитета реальным, прежде всего экономическим, содержанием. Именно тогда, в середине 1989 г., они предлагали начать переговоры о новом Союзном договоре. Однако центр проигнорировал предложения, которые вносили республики, и время было упущено. Руководство страны, Горбачев не осознавали серьезности и глубины процессов, развернувшихся в автономиях и союзных республиках. Лидер страны в пробуждении национального самосознания народов, в их стремлении к национальному возрож- •дению порой замечал лишь потуги кучки сепаратистов, на которые не следует реагировать. В этой связи интересны воспоминания бывшего главы правительства Украины В.Д. Масола. В своей книге он писал: «Помню, как во время одного из очередных приездов Горбачева и его семьи на отдых в Крым (это было летом 1989 г.) за обедом зашел разговор о событиях в Прибалтике. Михаил Сергеевич высказался так: "Подумаешь, собралась в Литве кучка крикунов — пошумят, пошумят, да и разойдутся. Главное, чтобы были вместе Россия, Украина и Белоруссия. И тогда нам ничто не страшно. А без Прибалтики или Грузии проживем"».
М.С. Горбачев, союзное руководство, пытаясь противодействовать усилению влияния российской власти и пресечь ее сепаратистские намерения, порой действовали не вполне продуманно, усугубляя тем самым ситуацию. Например, весной 1990 г. Горбачев поддержал идею повышения статуса союзных республик. В случае реализации этого плана из состава России вышли бы автономные республики и образования, что могло привести к потери ею 50 % территорий. 26 апреля 1990 г. Верховным Советом СССР был принят закон, который открывал дорогу реализации данной идеи. Однако вместо сдерживания сепаратистских устремлений Ельцина и его команды эти усилия центра лишь подстегнули процесс суверенизации России. 12 июня 1990 г. абсолютным большинством голосов российский Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, ставшую идеологическим обоснованием дальнейших сепаратистских тенденций в политике российского руководства.
Достаточной воли и последовательности Горбачевым не было проявлено и в политическом реформировании общества. Многие его действия и высказывания отличались противоречивостью. С одной стороны, он инициировал процесс возрождения полновластия советов, но с другой — пытался сохранить реальный контроль аппарата КПСС над этим процессом. В частности, даже весной 1989 г. Горбачев продолжал резко осуждать саму идею политического плюрализма и многопартийности, относя ее к «политическим спекуляциям». Тогда он говорил, что нам «кое-кто стал подбрасывать через прессу всякого рода абстрактные построения, в том числе о многопартийности». Этот подход, противоречивший самой логике эволюционного реформирования, насаждался и на региональном уровне, формируя негативное общественное мнение по отношению к социал-де
мократической реформационной стратегии. Такая позиция не только расходилась с широким общественным мнением, но и дискредитировала социал-демократическую модель перестроечного реформирования, провоцировала взрыв прозападных настроений в обществе, который вскоре стал реальностью. Согласно опросам Всесоюзного центра исследования общественного мнения, в 1990 г. 96 % опрошенных граждан СССР одобряли именно западную модель общественного развития.
Запаздывали процессы демократизации в самой КПСС. Позитивные подвижки в этом направлении на затрагивали важнейшего звена — партаппарата. Сохранялось его всевластие на фоне реального бесправия партийных масс. Усилия отдельных представителей партийного руководства по демократизации партии и ее структур в значительной мере сдерживались Горбачевым и частью его окружения. Выступая на словах за демократизацию и укрепление роли КПСС в перестройке, Михаил Сергеевич уже в середине 1988 г. задумал по сути дела ликвидировать партию. Причем, по его собственному признанию, он вынужден был маскировать эту свою Цель. Говоря о периоде проведения XIX партконференции, М.С. Горбачев в своем интервью итальянским журналистам, опубликованном 27 декабря 1991 г. в газетах «Репубблика» и «Стампа», откровенно заметил: «Попытки ликвидировать партию тогда были нереалистичны (это в середине 1988 г. — Авт.). Не было силы, способной ей противостоять». Следовательно, лидера партии заботили не столько меры по обеспечению подлинной демократизации КПСС, по ограничению всевластия партаппарата и повышению реального влияния партийных масс, сколько меры ло разрушению партии. Такая позиция генсека в конечном итоге вела к дискредитации партии, к переносу критики в обществе с партаппарата на всю КПСС. Как не без основания заметил ответственный партийный работник с многолетним стажем, публицист Л.А. Оников в своей книге «КПСС: анатомия распада. Взгляд изнутри аппарата», Горбачев тогда считал просто ненужными разумные концепции подлинной демократизации КПСС.