Коэффициент (индекс) Папандреу

Коэффициент монопольной власти Папандреу основывается на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса на товар фирмы. Необходимым условием осуществления монопольной власти служит низ­кое влияние на объем продаж фирмы цены продавцов на взаимосвязан­ных рынках или сегментах одного и того же рынка.

Для преодоления этой проблемы Папандреу в 1949 году предло­жил так называемый коэффициент проникновения, показывающий, на сколько процентов изменится объем продаж фирмы при изменении цены конкурента на один процент. Формула коэффициента проникновения (показателя монопольной власти Папандреу) выглядит так:

,

- показатель ограничения потенциала конкурентов фирмы Х. Определяется как отношение возможного увеличения выпуска конкурентов к объему выросшего спроса на продукцию отрасли. От 0 до 1. Если >1, то меньше рыночная власть фирмы Х.

- коэф. перекрестной эластичности спроса фирмы Х при изменении цены конкурентов Y.

Высокая перекрестная эластичность означает низкую рыночную власть.

Чем больше коэффициент папандреу, тем ниже рыночная власть.

Qdi - объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью

Pj - цена конкурента

- коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванного понижением цены. Он изменяется от нуля до единицы.

Сомножитель характеризует, в свою очередь, способность конкурентов воспользовать­ся увеличением спроса на их продукцию. Чем ниже любой из сомножи­телей, тем выше монопольная власть фирмы.

Таким образом, мы видим, что структура рынка - это более слож­ное понятие, чем кажется на первый взгляд. Структура рынка имеет мно­жество граней, что отражается в различных ее показателях. Мы рассмот­рели показатели концентрации продавцов на рынке и обсудили их ос­новные свойства. Значение концентрации продавцов на рынке чрезвы­чайно важно для определения рыночной структуры. Однако концентра­ция продавцов сама по себе не определяет уровень монопольной власти - способности влиять на цену.

Только при достаточно высоких барьерах входа в отрасль концен­трация продавцов сможет реализоваться в монопольной власти - способности устанавливать цену, обеспечивающую достаточно высокую экономическую прибыль. Мы охарактеризовали основные типы барье­ров входа в отрасль, в основном - барьеров нестратегических, не завися­щих от сознательных действий фирм.

Барьер для входа в отрасль - это ограничитель, который пред­отвращает появление дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для долгосрочного поддержания монопольной власти. Если бы был возможен свободный вход на монополизированные рынки, то экономические при­были, получаемые монопольными фирмами, привлекли бы новых производителей и про­давцов. Предложение на этих рынках возросло бы, так как возросло бы количество произ­водителей и продавцов. Монопольный контроль над ценой окончательно исчез бы, так как рынки стали бы конкурентными. Среди основных типов барьеров для входа на рынки, дающих возможность появиться монополии и помогающих ее поддерживать, можно ука­зать на следующие:

1. Исключительные права, полученные от правительства. Некоторые барьеры для входа на рынок являются результатами правительственных мер, которые предоставляют фирмам статус единственного продавца. Например, местные органы власти часто разреша­ют устанавливать системы кабельного телевидения единственной фирме, предоставляют монополию на право оказывать транспортные услуги, услуги связи, а также основные коммунальные услуги такие, как общественная гигиена, электроэнерге­тика, водоснабжение и канализация, газоснабжение. Во многих случаях, из которых наиболее важным является почта, органы власти сами руководят монополиями. Многие государства сами имеют монополию в продаже крепких напитков, а также являются единственными легальными представителями игорного биз­неса, организуя государственные лотереи.

2. Патенты и авторские права. Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений литературы, искусства и музыки исключительные права, чтобы продавать или предоставлять лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут также выдаваться на производственные технологии. Патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции только на ограниченное число лет. После истечения срока действия патента барьер для входа на рынок исчезает.

Идея патентов и авторских прав состоит в том, чтобы поощрять фирмы и отдельные личности изобретать новые продукты и процессы путем гарантирования изобретателям исключительных прав на то, чтобы реализовать на рынке плоды их усилий. Однако исключительные права гарантируются только на ограниченный период. Создаваемая таким образом монополия является временной.

3. Собственность на все предложение какого-либо производственного ресурса. Монополия может также поддерживаться в результате владения всеми источниками предложе­ния конкретного ресурса, необходимого для производства монополизированного товара. "De Beers" обладает монопольной властью на алмазном рынке благодаря ее контролю над продажами около 85% необработанных алмазов, годных для изготовления драгоценностей.

4. Преимущество низких издержек крупного производства, обусловленного монопо­лизацией рынка. Преимущества в затратах, имеющиеся у очень крупных фирм, могут позволить одной фирме, обслуживающей весь рынок в качестве единственного продавца, производить продукцию с более низкими издержками, чем это было бы возможно, если бы рынок обслуживался двумя или более продавцами.

Барьеры могут быть экономическими и юридическими. Экономические в свою очередь подразделяются:

Стратегические – связаны в первую очередь со стратегическим поведением фирм в сфере ценообразования, инвестиционной политики и т.д.

Нестратегические – порождаются объективными характеристиками отраслевого рынка, которые связаны с технологией производства, характером спроса и потребительских предложений.

Чтобы оценить барьеры входа в отрасль (нестратегические) используют следующие показатели:

- уровень минимально эффективного выпуска RMES. Для того чтобы рассчитать RMES определяем минимальный эффект выпуска MES, т.е. количество продукции в натуральном выражении, при котором положительная отдача от масштаба производства сменяется на отрицательный либо постоянный (точка min на графике LATC). D – все количество продукции выпускаемой в отрасли. RMES определяется как отношение min эффективного выпуска к суммарному спросу в отрасли или общему объему реализации продукции в данной отрасли.

- показатель преимущества в издержках RAC

определяется как отношение средней величины добавленной стоимости в расчете на 1 рабочего самых крупных предприятий отрасли к соответствующему показателю самых мелких фирм в отрасли (входящих в последнюю дециль выборки).

Для расчета RAC предварительно все фирмы необходимо проранжировать от самой крупной к самой мелкой по добавленной стоимости.

Если RMES больше 0,3 и в тоже время RAC больше 1,25, то барьеры входа в отрасль считаются значительными.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: