Деятельностная модель профессионально важных качеств
Предметом оценки, как известно, могут быть избраны разные аспекты профессионала и профессиональной деятельности:
- деловые качества сотрудника;
- личностные качества сотрудника;
- характеристики его поведения;
- уровень качества выполняемых человеком функций;
- особенности использования сотрудником технических и интеллектуальных средств;
- результаты работы возглавляемого руководителем подразделения;
- характер продвижения сотрудника (подразделения) в направлении поставленных целей.
В психологической практике сложилось ряд принципов, которые должны соблюдаться при разработке методик анализа (оценки) психологических явлений. Они получили наименование требований к единицам анализа.
1. Единица анализа должна быть структурным, а не диффузным обра-зованием.
2. Единица анализа должна содержать свойства целого психологического явления.
3. Единица должна быть открыта для развития и превращения в более сложное образование.
|
|
4. Единица должна быть живой, работающей частью целого процесса.
5. При определении единицы анализа должен использоваться таксоно-мический подход, т.е. подход, выделяющий уровни сложности и развитости единиц, а также использующий единый критерий для их различения.
6. Таксономия единиц должна быть открытой для дальнейшего развития и наращивания вверх и вниз.
7. Выделение единиц должно позволять изучать и оценивать более слож-ные структуры и процессы.
Следование указанным принципам позволяет исследовать психические процессы во всей их сложности. Если же о принципах забывают, в какой-то момент вместо живой психической реальности исследователь получает структурную схему, мало что говорящую о живой психике человека. Таких моделей достаточно много. Они имеют весьма ограниченную полезность и объединяются в категорию редукционистских моделей. Например, к таким моделям относится большинство попыток описать действие психического через физиологические или кибернетические модели. И те, и другие вне зависимости от психологии были созданы для работы с менее сложными, чем психика процессами и явлениями, были весьма успешно использованы при их исследовании. Это породило иллюзию, что такого рода модели можно использовать и при описании психики. К сожалению (а может быть к счастью), приложение реакционных моделей к исследованию психики не привело к сколь либо заметным успехам. А психологические требования к выделению единиц анализа получили еще одно подтверждение своей справедливости.
Одной из наиболее распространенных и соответствующих указанным требованиям концепций является теория деятельности, получившая свое развитие в российской психологии (Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Зинченко В.П., Давыдов В.В.). Единицей анализа психики, занявшей центральное место в указанной теории, стало действие человека. Основной понимания действия стало утверждение о единстве его внешней и внутренней сторон. Дело в том, что если мы забываем об этом единстве, наши построения теряют объяснительную силу.
|
|
Если мы углубляемся в глубины психики, начинаем анализировать ассоциации, смыслы и т.п. явления, вольно или не вольно приходится отказываться от связи между внутренними процессами и поведенческими проявлениями человеческой индивидуальности.
Если мы предпочитаем работать только с поведенческими проявлениями (сделал—не сделал, достиг—не достиг), мы забываем, что часто одни и те же результаты в поведении могут достигаться очень разными внутренними способами и на базе очень разного уровня способностей и мотивов. И тогда человек, не очень "горящий" на работе, но более способный получает все преимущества. В этом случае мы сами рискуем "погореть" на его нелояльности нашей организации.
Теория деятельности в течение всего советского периода находилась в относительной изоляции от западной психологии. Однако, в последнее десятилетие благодаря усилившимся научным обменам она приобрела там значительное число сторонников.