РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Заключение
Внеклассная работа по истории является важной формой учебно-воспитательного процесса в средней школе, призванной удовлетворить индивидуальные интересы учащихся, развить их способности.
Хотя в современной историко-методической литературе пока нет полной систематизации внеклассной работы по истории – это не сдерживает успешное применение отдельных ее форм и видов в практической деятельности учителя.
В нашей стране издано большое количество литературы по внеклассной работе по истории в средней школе, в которой можно найти описание практически всех ее форм и видов. Эта литература – хороший багаж для начинающего учителя истории.
Индивидуальная, групповая и массовая формы внеклассной работы по истории находятся в органической связи, предшествуя в практике одна другой. Закономерность та прослеживается, что без хорошо развитых индивидуальных форм вряд ли возможно столь хорошо развитые групповые и массовые формы.
[1] Педагогический сборник военно-учебных заведений, 1877. № IV-VIII.
[2] Новая и новейшая история. 1970. № 5. С. 28.
[3] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 140
[4] Там же. Т. 52. С. 24.
[5] Для полноты картины добавим: К 1859 г., когда вышел из печати первый выпуск его «Учебной книги…», Соловьев написал и опубликовал лишь 9 и 29 т. своей «большой истории» – вся работа над ней была еще впереди.
[6] См. напр.: Ефимов А.В., Редько А.З. Развитие логического мышления школьников в процессе обучения истории. М., 1958.
[7] Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т. 21. С. 21.
[8] Крупская Н.К. Собр. соч.: В 10 т. М., 1960-1962. Т.9. М., 1960. С. 142-145.
[9] Там же. Т. 10. М., 1962. С. 241-242.
[10] Там же. С. 424-427.
[11] Крупская Н.К. Собр.соч. в 10 т. Т. 10. С. 4-25.
[12] Там же. Т. 9. С. 142.
[13] Там же. Т. 10. С. 424.
[14] Там же.
[15] Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т. 41. С. 302.
[16] Крупская Н.К. Т. 10. С. 242.
[17] Там же. С. 242.
[18] Там же. С. 424.
[19] Там же. С. 425.
[20] Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М., «Знание». 1972. С. 16.
[21] Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. Перевод с чешского Р.С.Мельцера. М., «Прогресс», 1970. С. 217.
[22] Подробнее о книге Дж. Никола смотрите мою рецензию, которая будет опубликована в одном из номеров журнала «Новая и новейшая история» в 2005 г.
[23] A History of the World. Marlin Rerry. Boston.1995. 896 p.
[24] Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 10 т. Т. 10. С. 425-426.
[25] Михельсон М.И. Ходячие и меткие слова. М.,1997. С. 74.
[26] Преподавание истории в школе. 1973. № 6. С. 6.
[27] Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. М.,1950.С. 451.
[28] Чернышевский Н.Г. Сочинения Т.Н. Грановского. Том первый. Москва. 1856 г. // Он же. Полн. собр. соч.: В 16 т. Т. 3. М., 1957. С. 353-354. Надобно сказать несколько слов об упоминаемых Чернышевским литературных обществах. «Беседы любителей Русского слова» (1811-1816) – литературное общество, возглавлявшееся большим ревнителем чистоты русского языка адмиралом А.С. Шишковым (1754-1841). «Арзамас» (1815-1818) – литературное общество, оппонировавшее «Беседе…». В нем состоял Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин др.
[29] Цитирую по книге: Н.В.Андреевская и В.Н.Бернадский. Методика преподавания истории в семилетней школе. М., 1947. С. 11.
[30] См.: Народное образование в СССР. Сборник документов 1917-1973 гг. М., 1974. С. 163.
[31] Цит. по: Судейченко В. [музыковед]. Цвет голоса // Советская Россия. 1981. № 137 (18 апреля). С. 4.
[32] Архангельский С.И. Лекции по истории обучения в высшей школе. М., 1974. С. 319.
[33] Там же. С 319.
[34] Бунин И.А. Стихотворения. Рассказы. Повести // Библиотека всемирной литературы. Серия третья. Т. 140. М.: Изд-во «Художеств. лит-ра», 1973. С. 81.
[35] См. Михельсон М.И. Ходячие и меткие слова. М., 1997.
[36] Русские писатели о литературном труде.В3-х т. Т. 3. Л., 1955. С. 190.
[37] Лихачев Д.С. Язык мой – друг мой // Известия. 1984. № 353 (3 декабря). С. 3.
[38] Цит. по: Учительская газета.1986. № 59 (17 мая). С.3.
[39] Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории. М., 1969.С. 11.
[40] Мишина И.А. Жарова Л.Н. Указ. учебник. С. 173.
[41] Мишина И.А. Жарова Л.Н. Указ. учебник. С. 152.
[42] Словарь иностранных слов. М., 1964. С.548.
[43] См.: Живое слово учителя. [Редакционная статья] журнала «Преподавание истории в школе. 1973. № 6. С. 6.
[44] Примеры приводятся в дальнейшем изложении лекции.
[45] Слово «факт» [лат. factum] – это действительное событие или явление, то, что произошло в действительности.
[46] Гиттис И.В. Методика начального обучения истории. М., 1945. С. 32.
[47] Ушинский К.Д. О классных рассказах // Он же. Избр. педагогические произведения. М., 1968. С. 146-147.
[48] Гиттис И.В. Указ. работа. С. 32.
[49] Ефимов А.В. Новая история. Часть I. Учебник для 8 класса. М., 1976. С. 89.
[50] Тарле Е.В. Соч.: В 12 т. М., 1959 г. Т. 6. С. 289-290.
[51] Методика обучения истории в средней школе. Часть первая. / Под ред. Ф.П. Коровкина. М., 1978. С. 99.
[52] Вагин А.А., Сперанская Н.В. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. М., 1959. С. 105.
[53] Впечатляющее описание русского средневекового города дано С.М. Соловьевым в его «Истории России с древнейших времен» (Кн. 3. Т. 11-15. С. 699-700). Рекомендуется использовать это описание на уроке «Великий Новгород».
[54] Волобуев О.В., Секиринский С.А. Художественно-историческая хрестоматия по истории средних веков. Пособие для учителей. М., 1965; Хрестоматия поэтических произведений по истории древнего мира и средних веков. Пособие для учителей V-VI Кл. М., 1967; Назарец А.И., Папеткова Т.И. История СССР в художественно-исторических образах. Пособие для учителей. М., 1969; Художественная литература в преподавании новой истории (1640-1917); Хрестоматия. Пособие для учителей. Составитель А.А. Вагин. М., 1978 и др.
[55] Карамзин Н.М. История Государства Российского. В 12 т., 6 книгах. Книга первая. С. 168 (любое издание).
[56] См.: Костомаров Н.И. Куликовская битва.
[57] Вагин А.А., Сперанская Н.В. Основные вопросы методики преподавания истории в средней школе. М., 1958. С. 108.
[58] Методика обучения истории в средней школе. Часть первая. / Под ред. Ф.П. Коровкина. М., 1978. С. 94.
[59] «Как видно, это движение в сторону нарочно было предпринято для соединения с Владимиром Андреевичем Серпуховским». Эти слова Соловьев поместил в примечании к слову «Лопасня».
[60] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. В 6 кн. СПб., 1892-1893. Кн. 1. С. 978-979.
[61] Гиттис И.В. Методика начального обучения истории. М., 1945. С. 35.
[62] Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 4. С. 111-112.
[63] Вагин А.А. Методика преподавания истории. М., 1968. С. 68.
[64] Цит. по: История СССР с древнейших времен и до наших дней. Первая серия. Т. 5. М., 1968. С. 220.
[65] Виппер Р.Ю. Иван Грозный (К вопросу о характеристике личности Ивана IV как государственного деятеля и дипломата) // Преподавание истории в школе. 1946. № 1. С. 23.
[66] Маркс К. Гражданская война во Франции // Маркс К., Энгельс Ф.Соч. Изд. 2-е. Т. 17. С. 323.
[67] Op. cit., С. 327-328.
[68] Герцен А.И. Письма из Франции // Он же. Изб. соч. М., 1937. С. 200-201.
[69] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. В 6 кн. СПб., 1892-1893. Кн. 3. Т. 11-15. С. 192-194; См. также последнее изд. Соловьев С.М. Соч.: в 23 кн. М., 1989. Кн. 6. Т. 11. М., 1991. С. 187-189.
[70] Подробнее см. Гиттис И.В. Указ. работа. С. 44.
[71] Журавлев И.К. Через доказательства к убеждениям // Вопросы дидактики и методики обучения гуманитарным науки в средней школе / Под ред. А.Т. Кинкулькина и др. М., 1969. С. 49.
[72] Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 16 т. Т. 1. М., 1947. С. 564.
[73] Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 1. С. 85. (Любое изд.).
[74] Бернадский В.Н., Андреевская Н.В. Методика преподавания истории в семилетней школе. М., 1947. С. 138.
[75] Вагин А.А., Сперанская Н.В. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. М., 1959; Вагин А.А. Методика преподавания истории. М., 1968.
[76]
[77] Ушинский К.Д. Избр.пед.произвед. М., 1968. С. 106.
[78] Материалы учебно-методического семинара. М., 1979. С. 7-9.
[79] Ушинский К.Д. Человек, как предмет воспитания. СПб., 1868. С. 170-171.
[80] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4 С. 509.
[81] Троепольский Г.Н. Белый Бим Черное Ухо. Повесть. Библиотека произведений, удостоенных Государственной премией СССР [1975 г.]. М., 1977. С. 93.
[82] См. к примеру: Перовский А.А. (псевдоним Антоний Погорельский). Черная курица или Подземные жители (опубл. в 1829 г.). Эту волшебную повесть граф написал для своего внука Алеши, впоследствии знаменитого поэта, драматурга и прозаика А.К. Толстого (1817-1875).
[83] Покотило Н.П. Практическое руководство для начинающего учителя истории. СПб., 1912.
[84] Вагин А.А. Типы уроков по истории (М., 1957) – первая монография, посвященной данной проблеме в отечественной методико-исторической литературе.
[85] Нечкина М.В. Повысить эффективность урока истории // Коммунист. 1984. № 2.
[86] См. общие методики истории М.Т. Студеникина (2000 г.) и А.Т. Степанищева (2002 г.).
[87] Зиновьев М.А. Указ. работа. С. 174.
[88] Речь идет об «Очерках методики преподавания истории» М.А. Зиновьева.
[89] Вагин А.А. Типы уроков по истории. М., 1957. С. 21.
[90] Вагин А.А., Сперанская Н.В. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. М., 1959. С. 292.
[91] Стражев А.И. Методика преподавания истории. Пособие для учителей. М., 1964. С. 129.
[92] Там же. С. 189-190.
[93] Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: В 2-х частях. М., 2002. Часть 1. С. 129-130.
[94] Стражев А.И. Методика преподавания истории. Пособие для учителя. М., 1964. С. 189.
[95] Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. М., 1986. С. 396.
[96] Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 391.
[97] Методика обучения истории в средней школе. В 2 частях. Часть вторая. Под ред. Н.Г.Дайри. М., 1978. С. 188.
[98] Родин А.Ф. Массовые формы внеклассной работы по истории. М., 1961. С. 6.
[99] Горький М. О детской литературе. М., Детгиз. 1952. С. 203.
[100] Макаренко А.С. Заявление в Центральный институт организаторов народного просвещения // Он же. Сочинения. В 7 т. Т. 7. М., 1958. С. 409.
[101] Здесь уместно назвать имена художников и их исторические полотна, которые могут стать предметом работы названного кружка: А.А.Иванов. Явления Христа народу. В.М.Васнецов. Богатыри. М.М.Антокольский. Иван Грозный. А.П.Рябушкин. Московская девушка XVII в. В.И.Суриков. Утро стрелецкой казни. Он же. Меньшиков в Березове. А.Д.Кившенко. Совет в Филях. П.П.Трубецкой. Памятник Александру III и др.
[102] В связи со сказанным не можем не отметить, что никаких разработок по осуществлению связи истории с современностью не только на внеклассных занятиях, но и на уроках истории в отечественной методической литературе нет, хотя вряд ли кто осмелится оспорить чрезвычайную теоретико-методологическую важность этой проблемы. Нам известна лишь одна статья на эту тему. Она принадлежит перу выдающегося русского историка-методиста В.Н.Бернадского (1890-1959) и названа им «Современность в школьном преподавании истории» (ПИШ, 1948. №1).
[103] См. Труды Комиссии Московского Учебного округа по организации экскурсий для учащихся и учителей. Под ред. Комарницкого. М., 1911.
[104] Жариков Д., Никольский Н. Былое вокруг нас. М., 1911. Вопросы экскурсионного дела. Под ред. Б.Райкова. Пг., 1916 и др.
[105] Родин А.Ф. Развитие внеклассной работы по истории // ПИШ, 1957. №5. С. 76.
[106] Там же. С. 77.
[107] См. газета «Правда», 1934, № 133, (16 мая), с. 2.
[108] Программы кружковых занятий. М., 1935. С. 41.
[109] Шире развернуть внеклассную работу по истории [Редакционная статья] // ПИШ, 1956. №3. С. 45-55.
[110] ПИШ, 1960. №3. С. 3-9.
[111] ПИШ, 1960. №3. С. 4.
[112] Милонов Н.П., Конюхов Ю.Ф. и др. Историческое краеведение. Пособие для студентов. М., 1969; Историческое краеведение. Под ред. Г.Н.Матюшина. М., 1975; Ашурков В.Н., Коцыба, Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М., 1980.
[113] Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. Пособие для учителей. М., 1974.