Расходы, осуществляемые из бюджетов различных уровней бюджетной системы, определены в ст. 65—83 БК РФ.
Основу распределения расходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы РФ составляет компетенция Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, закрепленная в Конституции РФ и других нормативных актах[23]. За счет расходов федерального бюджета реализуется главным образом компетенция Российской Федерации; за счет бюджетов субъектов РФ — компетенция субъектов РФ, а за счет бюджетов муниципальных образований — компетенция муниципальные образований.
Анализ содержания компетенции вышеназванных субъектов позволяет выделить следующие принципы распределения расходов между бюджетами различных уровней:
- принцип значимости расходов;
- принцип подчиненности организаций при утверждении расходов каждого бюджета.
Принцип значимости бюджетных расходов означает, что расходы, имеющие общегосударственное значение, производятся из федерального бюджета; расходы, имеющие местное значение — из местного бюджета и т.д. Например, расходы на национальную оборону, на государственную поддержку атомной энергетики в силу их общегосударственного значения выделяются из федерального бюджета (ст. 84 БК РФ), а расходы на благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований, содержание органов местного самоуправления — из местного бюджета (ст. 87 БК РФ). Это в полной мере соответствует компетенции РФ и муниципальных образований.
|
|
Принцип подчиненности организаций при утверждении расх одов каждого бюджета означает, что из федерального бюджета должны выделяться средства для учреждений федерального подчинения, из региональных бюджетов — для бюджетных учреждений, состоящих на бюджете субъекта РФ, и т.д.
В БК РФ установлена классификация расходов бюджетов, в соответствии с которой выделяются следующие основные разделы расходов (ст. 21 БК РФ):
- общегосударственные вопросы (функционирование органов власти, судебной системы, резервные фонды, обслуживание государственного долга и др.);
- национальная оборона;
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
- национальная экономика;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- охрана окружающей среды;
- образование;
- культура, кинематография, средства массовой информации;
- здравоохранение, физическая культура и спорт;
- социальная политика;
- межбюджетные трансферты.
Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. Порядок формирования перечня кодов и статей устанавливается Министерством финансов РФ.
|
|
Среди расходов бюджетов законодательство выделяет:
- бюджетные ассигнования (в том числе, на оказание государственных услуг);
- расходы на выполнение функций бюджетных учреждений;
- финансирование заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
- бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения;
- предоставление субсидий за счет бюджетных средств;
- бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности и инвестиции, предоставляемые юридическим и физическим лицам;
- финансирование резервных фондов исполнительных органов государственной власти и резервного фонда Президента РФ.