Состав расходов бюджета

Расходы, осуществляемые из бюджетов различных уровней бюджетной системы, определены в ст. 65—83 БК РФ.

Основу распределения расходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы РФ составляет компетенция Россий­ской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, закрепленная в Конституции РФ и других нормативных актах[23]. За счет расходов федерального бюджета реализуется главным образом компетенция Российской Федерации; за счет бюджетов субъектов РФ — компетенция субъектов РФ, а за счет бюджетов муниципальных образований — компетенция муниципальные образований.

Анализ содержания компетенции вышеназванных субъектов позволяет выделить следующие принципы распределения расходов между бюджетами различных уровней:

- принцип значимости расходов;

- принцип подчиненности организаций при утверждении расходов каждого бюджета.

Принцип значимости бюджетных расходов означает, что расходы, имеющие общегосударственное значение, производятся из федерального бюджета; расходы, имеющие местное значение — из местного бюджета и т.д. Например, расходы на национальную оборону, на государственную поддержку атомной энергетики в силу их общегосударственного значения выделяются из федерального бюджета (ст. 84 БК РФ), а расходы на благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований, содержание органов местного самоуправления — из местного бюджета (ст. 87 БК РФ). Это в полной мере соответствует компетенции РФ и муниципальных образований.

Принцип подчиненности организаций при утверждении расх одов каждого бюджета означает, что из федерального бюджета должны выделяться средства для учреждений федерального подчинения, из региональных бюджетов — для бюджетных учреждений, состоящих на бюджете субъекта РФ, и т.д.

В БК РФ установлена классификация расходов бюджетов, в соответствии с которой выделяются следующие основные разделы расходов (ст. 21 БК РФ):

- общегосударственные вопросы (функционирование органов власти, судебной системы, резервные фонды, обслуживание государственного долга и др.);

- национальная оборона;

- национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

- национальная экономика;

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- охрана окружающей среды;

- образование;

- культура, кинематография, средства массовой информации;

- здравоохранение, физическая культура и спорт;

- социальная политика;

- межбюджетные трансферты.

Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. Порядок формирования перечня кодов и статей устанавливается Министерством финансов РФ.

Среди расходов бюджетов законодательство выделяет:

- бюджетные ассигнования (в том числе, на оказание государственных услуг);

- расходы на выполнение функций бюджетных учреждений;

- финансирование заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

- бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения;

- предоставление субсидий за счет бюджетных средств;

- бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности и инвестиции, предоставляемые юридическим и физическим лицам;

- финансирование резервных фондов исполнительных органов государственной власти и резервного фонда Президента РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: