Государственные внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды денежных средств являются разновидностью целевых государственных и муниципальных фондов денежных средств

Внебюджетные фонды денежных средств являются разновидностью целевых государственных и муниципальных фондов денежных средств. Они создаются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Cтатья 13 БК РФ определяет государственный внебюджетный фонд как «фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь». Внебюджетные фонды по своему назначению подразделяются на социальные и экономические.

К числу социальных относятся Пенсионный фонд (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Они созданы в целях эффективной реализации социальных задач - выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания.

К экономическим государственным внебюджетным фондам следует относить фонд развития исполнительного производства, внебюджетные фонды развития жилищного строительства, которые создаются на уровне субъектов и муниципальных образований.

Пенсионный фонд РФ создан в соответствии со ст. 8 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Его правовой режим определен Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991.

Пенсионный фонд РФ образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

В бюджет Пенсионного фонда РФ зачисляются следующие виды доходов:

налоговые доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативу 60 %.

неналоговые доходы:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

- страховые взносу по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

- недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ;

- доходы от размещения средств Пенсионный фонд РФ;

- безвозмездные поступления;

- межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

Средства Пенсионного фонда РФ расходуются на выплату государственных пенсий, выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание органами социальной за­щиты населения материальной помощи престарелым и нетрудо­способным гражданам, финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его орга­нов, на другие мероприятия.

Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правле­нием Пенсионного фонда и исполнительной дирекцией. В райо­нах и городах действуют уполномоченные Пенсионного фонда РФ.

Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении еже­годно рассматривается и принимается Государственной Думой РФ.

Федеральный и территориальные фонды обязательного меди­цинского страхования РФ созданы во исполнение Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федера­ции». Правовой режим этих фондов определен Уставом феде­рального фонда обязательного медицинского страхования, ут­вержденным постановлением Правительства РФ от 29.07.1998, а также Положением о территориальном фонде обяза­тельного медицинского страхования, утвержденным постановле­нием Верховного Совета РФ «О порядке финансирования обяза­тельного медицинского страхования на 1993 год» от 24.02.1993.

Федеральный и территориальные фонды обязательного ме­дицинского страхования созданы для реализации государствен­ной политики в области обязательного медицинского страхова­ния.

Финансовые средства фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и изъятию не под­лежат.

Основными источниками образования Федерального фонда обязательного медицинского страхования яв­ляются:

налоговые доходы:

- единый социальный налог – по ставке, установленной Налоговым Кодексом РФ в части, зачисляемой в Федеральный фонд ОМС;

- доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;

неналоговые доходы:

- недоимки, пени и штрафы по взносам в ФОМС;

- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

- безвозмездные перечисления;

- межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

- прочие поступления.

Основными направлениями расходования средств из фондов обязательного медицинского страхования являются: финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, предоставление кре­дитов страховщикам, организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования, другие меро­приятия.

Бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются и принимаются Государственной Думой. Равным образом бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхова­ния и отчет о его исполнении утверждается ежегодно соответству­ющим представительным (законодательным) органом власти субъекта РФ.

Фонд социального страхования РФ является специализиро­ванным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Его правовой режим определен постановлением Правительст­ва РФ от 12.02.1994 «О фонде социального страхования Российской Федера­ции» с последующими изменениями.

Фонд социального страхования РФ объединяет центральный аппарат, региональные отделения, центральные отраслевые отде­ления, а также филиалы отделений фонда.

Денежные средства Фонда социального страхования РФ являются государственной собственностью, не входят в состав бюдже­тов и изъятию не подлежат.

Бюджет Фонда социального страхования РФ и отчет о его ис­полнении рассматриваются Государственной Думой.

Бюджет фонда формируют следующие доходы:

налоговые доходы:

- единый социальный налог – по ставке, установленной Налоговым Кодексом РФ;

- доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;

неналоговые доходы:

- страховые взносы на обязательное социальное страхование;

- недоимки, пени и штрафы по взносам в фонд;

- доходы от размещения временно свободных средств;

- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

- безвозмездные поступления;

- межбюджетные трансферты из федерального бюджета;

- прочие поступления.

Основными направлениями расходования средств фонда являются:

а) выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка до достижения им возраста полутора лет, пособий на погребение;

б) оплата путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечение, питание;

в) частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев;

г) частичная оплата путевок в детские загородные оздоровительные лагеря;

д) частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и др.

Федеральным законом от 24.07.1998 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний» предусмотрено участие в этих отношениях Фонда социального страхования РФ в качестве страховщика. Средствами для осуществления данного вида социального страхования определены обязательные страховые взносы работодателей по установленному тарифу и др.




double arrow
Сейчас читают про: