Соотношение доходов и расходов бюджета может проявляться в двух формах:
- профицит бюджета;
- дефицит бюджета.
Профицит бюджета — это превышение доходов бюджета над его расходами.
Под дефицитом бюджета понимается превышение расходов бюджета над его доходами.
В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом (решением) о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.
В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим законом (решением) о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.
Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать размер нефтегазового дефицита федерального бюджета.
Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
1) внутренние источники в следующих формах:
- разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг в рублях, и средствами, направленными на их погашение;
- разница между средствами, полученными от возврата кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов, предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов;
- разница между средствами, полученными от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов, и предоставленных кредитов;
- разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ;
- разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ кредитами кредитных организаций;
- разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ кредитами международных финансовых организаций;
- изменения остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;
- иные источники.
К иным источникам внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета относят:
- поступления от продаж акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ;
- поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;
- курсовая разница по средствам федерального бюджета и др.
2) в состав внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
- разница средств поступивших от размещения и от погашения займов от имени РФ в иностранной валюте;
- разница между погашенными и полученными кредитами в иностранной валюте от международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;
- разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.
Утвержденный в закона о бюджете на плановый период общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета не может превышать 1% прогнозируемого внутреннего валового продукта страны. Это ограничение может быть превышено на сумму бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ, не использованных в отчетном финансовом году.
Размер дефицита бюджета субъекта РФ, утвержденный законом этого субъекта о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета объема безвозмездных поступлений.
Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений.
Бюджетным кодексом устанавливаются также источники внешнего и внутреннего финансирования дефицитов бюджетов субъектов РФ и источники внутреннего финансирования дефицитов местных бюджетов.