Тема № 2 «Источники коммерческого права»

Источником права в специальном юридическом смысле является внешняя форма выражения правовых норм. Следовательно, источником коммерческого права можно считать форму выражения правовых норм, которые регулируют отношения, возникающие между коммерсантами в процессе осуществления торговой и иной сопутствующей торговле деятельности.

Коммерческое право относится к частному праву, поэтому система его источников будет во многом совпадать с системой источников гражданского права, но в тоже время – будет иметь определенные особенности. В частности, в коммерческом праве используются не все источники гражданского права, а только те, которые напрямую связаны с организацией и осуществление коммерческой деятельности. Условно можно сказать, что форма выражения правовых норм будет совпадать, но сами правовые нормы будут различаться, потому что нам потребуются только те, которые имеют отношение к коммерческой, в том числе, торговой деятельности.

Источники права представляют собой определенную систему, где в качестве системообразующего элемента выступит их соотношение между собой по юридической силе. Но сразу следует отметить, что система источников права и система источников законодательства далеко не идентичные понятия. Система источников законодательства включает в себя только нормативные правовые акты, общеобязательные на всей территории Российской Федерации, принятые в особом порядке уполномоченными на то государственными органами. Следовательно, торговое законодательство можно определить как совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере оптового товарооборота[12]. В систему права входят и другие юридические нормы, содержащиеся как в правовых актах (указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах федеральных органов исполнительной власти), так и в актах субъектов РФ и муниципальных образований, юридических лиц[13]. В систему источников права входят также правовые обычаи и правовые прецеденты, которые наряду с нормативными актами являются источниками права, но не относятся к источникам законодательства[14].

Общепризнано, что система источников права представляют собой пирамиду, верхушку которой занимает Конституция РФ, далее следуют законы различных видов, иные акты, содержащие нормы гражданского права и на более низкой ступени находятся источники права, которые не входят в гражданское законодательство, но содержат нормы права и регулируют гражданско-правовые отношения[15]. Наиболее детально проработанной и логически стройной является следующая классификация источников коммерческого права:

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (ч.4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ). Общепризнанные принципы и нормы международного права применяются к коммерческим отношениям непосредственно, а международные договоры только в результате их преобразования в нормы внутригосударственного права. Это возможно тремя способами: путем ратификации, издания акта о применении международного договора РФ, либо путем издания внутригосударственного акта, который содержал бы нормы международного договора (ст.2, 5,6 Федерального закона от 15.07.1995г. «О международных договорах Российской Федерации»).

Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч.4 ст.15 Конституции РФ). Это известное правило означает, что при возникновении коллизии между двумя внутригосударственными нормами (закона и международного договора) предпочтение должно отдаваться норме международного договора РФ[16]. Но в тоже время, международные договоры, которые не соответствуют Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению на территории РФ (п.6 ст.125 Конституции РФ). Тем самым подчеркивается, что Конституция РФ обладает большей юридической силой, чем международный договор РФ.

В настоящее время наиболее значимыми международными актами в сфере коммерческих отношений являются, например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г., Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1983 г., Конвенция о временном ввозе от 26 июня 1990 г., Соглашение об общих условиях поставки то­варов между организациями государств - участников СНГ 1992 г., Конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже товаров 1995 г. и др.

Помимо этого, авторитетные международные организации издают различные акты рекомендательного характера в сфере коммерческой деятельности. Так, Международная торговая палата периодически переиздает сборник «Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС)» (последняя редакция – 2000 года)[17]. Правила ИНКОТЕРМС представляют собой свод торговых обыкновений, отражающих обобщенные подходы Международной торговой палаты к использованию отдельных торговых терминов[18]. И, наконец, в коммерческом праве необходимо учитывать Принципы европейского договорного права[19], которые содержат в себе лучший опыт договорного прав, который применим для всех правовых систем[20].

2. Конституция РФ и федеральные конституционные законы (ч.2 ст. 4, ст. 15 Конституции РФ). Среди федеральных конституционных законов высшей юридической силой обладает Конституция РФ (ст.15). В Конституции РФ, как основном законе государства, в том числе, содержатся нормы, направленные на регулирование коммерческих отношений. Так, Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, робот, услуг и финансовых средств по всей территории РФ, поддержку конкуренции (п.1 ст.8), право частной собственности и равную защиту всех форм собственности (п.2 ст.8, ст.35), свободное использование своих способностей и имущества для занятия предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью (ст.34) и т.д.

3. Гражданское законодательство: 1) Гражданский кодекс РФ (п.2 ст. 3 ГК РФ); 2) принятые в соответствии с ГК РФ иные федеральные законы, регулирующие гражданско-правовые отношения (п.2 ст. 3 ГК РФ). ГК РФ является важнейшим федеральным законом, который по праву составляет стержень частного права. Кодекс, закрепив в статье 2 определение предпринимательской деятельности, исключил возможность существование в РФ дуализма частного права (т.е. одновременного существования в стране двух кодексов: гражданского и торгового), столь характерного для стран романо-германской правовой системы. Хотя дискуссии по поводу необходимости разработки Торгового кодекса ведутся и по сей день[21]. Между тем, даже сам ГК РФ, как основной законодательный акт, объединяющий нормы частного права, содержит диспозитивные и императивные правила, которые в том числе, регулируют и коммерческие отношения. В качестве примера диспозитивных норм можно привести положения об обязательствах, в том числе, договорах, ответственности за их нарушение, в том числе, правила о возмещении убытков. Что касается императивных правил, то, в частности, в ст.2 говорится о том, что предпринимательской деятельностью могут заниматься только лица, зарегистрированные в установленном законом порядке; в ст.49 указано, что некоторыми видами деятельности можно заниматься только на основании специального разрешения – лицензии; в ст.ст.1480, 1484 говорится о том, что товарный знак подлежит защите только в случае его государственной регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Это не исчерпывающий перечень примеров, когда кодекс закрепляет правила регулирования частноправовых отношений, которые имеют особое значение в коммерческом праве. Причем, перечисленные императивные нормы вовсе не делают гражданское право отраслью публичного права. Они только подчеркивают, что в отличие от отрасли права, которая включает в себя нормы одного рода, отрасль законодательства может носить комплексный характер[22]. Законодательство, как правило, строится в соответствии с практическими интересами, поэтому включает в себя разные по своей отраслевой природе нормы (гражданские, административные и т.д.), чтобы комплексно урегулировать соответствующие отношения. В нашем случае, - коммерческие. Поэтому помимо ГК РФ, который закрепляет основные правила осуществления коммерческой деятельности (начиная с правового статуса субъектов и заканчивая порядком заключения, исполнения и прекращения сделок, взысканием убытков), регулирование торговых отношений осуществляется и другими нормативными актами, в том числе теми, которые содержат нормы публичного права.

Их можно условно подразделить на те, которые касаются правового статуса субъектов, регулируют объекты коммерческого права и содержат специальные правила осуществления коммерческой деятельности.

К первой группе можно отнести: Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ[23], Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ[24], Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ[25], Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20.02.1992 № 2383-1[26] и т.д.

Ко второй группе причисляют Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3-ФЗ[27], Федеральный закон «О лекарственных средствах» от 22.06.1998 № 86-ФЗ[28], Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 № 29-ФЗ[29] и др.

Третью группу составляют: Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ[30], Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ[31], Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ[32], Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ[33], Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 02.12.1994 № 53-ФЗ[34], Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.08 № 294-ФЗ[35], Федеральный закон «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.05 № 94-ФЗ[36] и т.д.

4. Иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права: 1) указы Президента РФ (п.3 ст. 3 ГК РФ); 2) постановления Правительства РФ (п.4 ст. 3 ГК РФ); 3) нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п.7 ст. 3 ГК РФ).

Например, в коммерческих отношениях особое значение имеют: Указ Президента РФ от 22.02.92 № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена»[37]; Постановление Правительства РФ от 24.02.94 № 152 «Об утверждении положения о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации, положения о государственном комиссаре на товарной бирже»[38]; Постановление Правительства РФ от 09.10.95 № 981 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле»[39]; Постановление Правительства РФ от 13.08.97 № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации»[40]; Постановление Правительства РФ от 31.12.05 № 866 «О маркировке алкогольной продукции акцизными марками»[41] и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: