Педагоги начала XX в. стремились к такому построению урока, которое бы стимулировало самостоятельную познавательную деятельность учащихся, формировало у них потребность в знаниях. Распространение получил метод вопросов и планов. Их составлял учитель и давал учащимся для домашней работы. Школьников учили правильно читать текст, составлять план прочитанного. Использовалось повторение ранее пройденного материала. Наряду со старыми методами обучения используются новые. Среди них – реальный метод, лабораторный метод, метод драматизации. Реальный метод - это работа на основе исторических источников. Н.А. Рожков и М.Н. Покровский отбирали для изучения документы в зависимости от их доступности и интереса к ним учащихся. При этом игнорировались систематическое изучение курса истории, школьный учебник. Н.А.Рожков предлагал заменить учебник кратким конспектом. Я.С. Кулжинским предложил метод документации, когда специально подробные документы хрестоматии привлекались для иллюстрации текста учебника. Такое обучение позволило ученикам проверить, насколько важнейшие выводы учебника подтверждаются документами. У учеников формировалось умение делать заключение на основе многообразия фактов. Н.А. Рожков и С.В.Фарфоровский предложили познавательную деятельность ученика приблизить к методам исследования исторической науки, построить обучение на изучении первоисточников. Так считали они, ученик будет введен в лабораторию исследования.
Название лабораторного метода получила система обучения, основанная на самостоятельной работе учащихся с историческими документами, иллюстративным материалом и научно-популярной литературой. Учитель как бы вводил учеников в лабораторию исторического исследования, а ученики делали для себя простейшие открытия, узнавая то, что ученым историкам давно уже было известно
Известный методист А.Ф. Гартвиг заменил обычные уроки чтением рефератов учащихся и беседами по их разбору. В этом случае роль учителя сводится к руководству самостоятельной работой учащихся. А.Ф.Гартвиг считал, что основательно надо знать только вопросы, имеющие существенное значение в истории, и не стремился к систематическому изучению курса. Главное для него было приучить учеников к самостоятельной работе. Он же являлся автором, так называемого метода драматизации - небольших драматических постановок учеников.
Поиски активизации путей обучения привели к совершенствованию системы реферирования разработанной методистом Б.А. Влахопуловым и Н.П. Покотило. В составлении рефератов они видели основной способ привития учащимся навыков самостоятельной работы. Б.А. Влахопулов выделил несколько этапов в обучении учащихся реферированию. Первый этап - осмысления рекомендованной статьи, брошюры или небольшой книги. Второй этап - изложение содержания более солидной книги. Третий этап - подготовка реферата, написанного на основе двух-трех набольших книг, посвященных какой-то одной проблеме и объединенных общностью ее трактовки. Четвертый этап - работа велась по нескольким книгам, но уже представлявшим различные, часто противоположные точки зрения. Пятый этап -работа старшеклассников с документами.
Методист М.Н. Ковалевский предполагал сочетать в той или иной последовательности различные средства обучения: научно-популярную литературу, наглядные пособия, книги для чтения и специально подготовленные учебники. Итогом работы должны были стать краткие письменные отчеты учащихся по всем изученным темам курса. Методисты СП. Сингалевич, В.Я. Уланов. К.В. Сивков полагали, что нельзя абсолютизировать какой-либо один метод обучения. Определенное внимание обращалась на подготовку кадров. В 1911 г. в Москве был открыт Педагогический институт с двухгодичным сроком обучения. В него принимались лица, окончившие курс высших учебных заведений. Большое значение уделялось методической подготовке слушателей: на первом курсе на методику отводилось 4 часа в неделю, на втором- 3 часа.