В первой половине XIX в. утверждается дворянское направление в историографии. Представитель этого направления - Н.М. Карамзин, считавший, что познание настоящего начинается с прошлого, расширил представление о значении истории. По его мнению, история должна служить политическому наставлению, нравоучению подрастающего поколения в духе преклонения перед престолом и уважительного отношения к феодально-крепостническим порядкам. Монархическая концепция Карамзина получила отражение в русских учебниках первой половины XIX в. Предметом истории считалось «деяние и судьбы людей», а все события объяснялись психологией выдающихся личностей - полководцев государей.
В 1840-1845 гг. появились методические работы доктора философии - А.Язвинского. Он предлагал записывать важнейшие факты столетия на листы разного цвета, разграфленные на 100 клеток (век и годы).
Другую методику – рифмическую, обобщительную - предложил директор Петербургского немецкого училища Готлиб фон Шуберт. Факты истории рифмовали и, распевая, заучивали. Большое внимание уделяли опросу, проводить который помогали помощники учителя - аудиторы. В ряде школ применялся группирующий метод объединение материала, метод Бидермана (1860). В средине XIX в. распространенным приемом обучения на уроках было краткое комментирование учителем текста, задаваемого на дом. Учителя не уделяли внимание раскрытию внутренней связи между излагаемыми фактами, не привлекали документарный материал. Опрос школьников выполнял функцию контроля знаний. Средства наглядности не использовались.
Постепенно складывается методическая система обучения истории. В 40-60-е г. XIX в. вклад в его становление внесли представители революционно-демократического направления В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Они считали, что при изучении истории должна быть связь с современностью. В фактах должны содержаться идеи, их надо извлекать из фактов, ведь факты не самоцель изучения истории, нужно показать процесс, его закономерности в обучении истории, история России должна включать историю народов. Школьный учебник нужен для того, чтобы будить и вести мысль учащегося.
Сторонником глубокого изучения фактов и их скрупулезного анализа был Сергей Михайлович Соловьев. Свои идеи он пытался реализовать в «Учебной книге русской истории» (1859-1860), предназначенной для гимназий.
В это время начинают выходить учебники талантливого автора, сторонника монархизма Дмитрия Ивановича Иловайского. В своих книгах он стремится дать описание событий, искусно группируя факты и описания подробностей частной жизни. Материал подавался живо, интересно. Д.И. Иловайский считал необходимым, чтобы учащиеся в ответах строго придерживались текста учебника, а не передавали изучаемый материал своими словами. Он восхвалял «репетиционный метод», сводящийся к механическому заучиванию материала.
М.М. Стасюлевич считал необходимым заменить репетиционный метод реальным. Это метод работы с документами без использования учебника в обучении. В 1863-1865 гг. вышла в свет его трех-томная хрестоматия документов и статей но средневековью.
Автором первой русской методики обучения истории по глубине и научности изложения можно считать Я.Г. Гуревича, опубликовавшего в 1877 г. в «Педагогическом сборнике» основательный труд под названием «Опыт методики истории». Я. Г. Гуревич значительное внимание элементарному обучению истории. Он писал, что цель элементарного курса -возбудить сознательный интерес к доступным детскому пониманию явлениям народной жизни. Кур рекомендовал, познакомить учеников главным образом с историей отечества, изучая наиболее яркие личности и связанные с ними события. После чего рекомендовалось обращаться к главным явлениям всеобщей истории.
Изучение основных периодов и событий, а также «главных исторических народов» продолжалось на старшей ступени и систематическом курсе. Его задача состояла в том, чтобы прочнее укрепить в сознании учеников полученные ими сведения, выявить внутреннюю связь известным вам фактам и явлений. Из всеобщей истории предлагалось брать лишь те стороны жизни народов, которые проявились наиболее полно, ярко и самобытно.
В 1881 г. была переведена и опубликована «Методика истории» немецкого педагога Г. Дистервега. Автор затрагивал вопросы об истинности научного знания. Целью преподавания он считал лишь знание и преподавание истории отечественной.
Идеи Дистервега были развиты в методике немецкого педагога Кригера. Его книга была переведена, значительно дополнена и переработана методистами И. Виноградовым и А. Никольским и напечатана под фамилиями этих авторов - «Методика истории по Кригеру». Авторы считали, что эта наука должна занимать центральное место в народной школе. Они предлагали ввести в практику обучения новые методы: биографический метод, коллективно-категориальный метод, метод реальный, прогрессивный и регрессивный методы
В Казани в 1891 г. вышла книга С. Ламовицкого «Школьный метод и его отношение к учебному предмету истории». По мнению автора, историческое содержание «изучается не ради его самого, оно не есть цель, а средство, с помощью которого требуется произвести известное воспитательное влияние на учащихся». Один из путей активизации познания С.Ламовицкий видел в эвристическом обучении.
Заметный вклад в разработку методических проблем внес Н.И. Кареев - член-корреспондент Краковской и Российской академии наук, почетный член Академии наук СССР. Он известен как автор не только учебников по всеобщей истории, но и цикла статей о преподавании истории, ряда методических пособий. В 1900 г. в Санкт-Петербурге вышли его «Заметки о преподавании истории в средней школе», ученый рассматривает такие важные вопросы методики, как роль учебника в школьном обучении, отбор материала, требования к его изложению, работа с книгой в классе.