Лекция 3. Историческое образование в XIX в

В первой половине XIX в. утверждается дворянское направление в историографии. Представитель этого направления - Н.М. Карамзин, считавший, что познание настоящего начинается с прошлого, расширил представление о значении истории. По его мнению, исто­рия должна служить политическому наставлению, нравоучению подрастающего поколения в духе преклонения перед престолом и уважительного отношения к феодально-крепостническим порядкам. Монархическая концепция Карамзина получила отражение в русских учебниках первой половины XIX в. Предметом истории считалось «деяние и судь­бы людей», а все события объяснялись психологией выдающихся личностей - полководцев государей.

В 1840-1845 гг. появились методические работы доктора философии - А.Язвинского. Он предлагал записывать важнейшие факты столетия на листы разного цвета, разграфлен­ные на 100 клеток (век и годы).

Другую методику – рифмическую, обобщительную - предложил директор Петербург­ского немецкого училища Готлиб фон Шуберт. Факты истории рифмовали и, распевая, за­учивали. Большое внимание уделяли опросу, проводить который помогали помощники учи­теля - аудиторы. В ряде школ применялся группирующий метод объединение материала, метод Бидермана (1860). В средине XIX в. распространенным приемом обучения на уроках было краткое комментирование учителем текста, задаваемого на дом. Учителя не уделяли внимание раскрытию внутренней связи между излагаемыми фактами, не привлекали доку­ментарный материал. Опрос школьников выполнял функцию контроля знаний. Средства наглядности не использовались.

Постепенно складывается методическая система обучения истории. В 40-60-е г. XIX в. вклад в его становление внесли представители революционно-демократического направ­ления В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Они считали, что при изуче­нии истории должна быть связь с современностью. В фактах должны содержаться идеи, их надо извлекать из фактов, ведь факты не самоцель изучения истории, нужно показать про­цесс, его закономерности в обучении истории, история России должна включать историю народов. Школьный учебник нужен для того, чтобы будить и вести мысль учащегося.

Сторонником глубокого изучения фактов и их скрупулезного анализа был Сергей Михайлович Соловьев. Свои идеи он пытался реализовать в «Учебной книге русской исто­рии» (1859-1860), предназначенной для гимназий.

В это время начинают выходить учебники талантливого автора, сторонника монар­хизма Дмитрия Ивановича Иловайского. В своих книгах он стремится дать описание собы­тий, искусно группируя факты и описания подробностей частной жизни. Материал подавал­ся живо, интересно. Д.И. Иловайский считал необходимым, чтобы учащиеся в ответах стро­го придерживались текста учебника, а не передавали изучаемый материал своими словами. Он восхвалял «репетиционный метод», сводящийся к механическому заучиванию материа­ла.

М.М. Стасюлевич считал необходимым заменить репетиционный метод реальным. Это метод работы с документами без использования учебника в обучении. В 1863-1865 гг. вышла в свет его трех-томная хрестоматия документов и статей но средневековью.

Автором первой русской методики обучения истории по глубине и научности изло­жения можно считать Я.Г. Гуревича, опубликовавшего в 1877 г. в «Педагогическом сборни­ке» основательный труд под названием «Опыт методики истории». Я. Г. Гуревич значитель­ное внимание элементарному обучению истории. Он писал, что цель элементарного курса -возбудить сознательный интерес к доступным детскому пониманию явлениям народной жизни. Кур рекомендовал, познакомить учеников главным образом с историей отечества, изучая наиболее яркие личности и связанные с ними события. После чего рекомендовалось обращаться к главным явлениям всеобщей истории.

Изучение основных периодов и событий, а также «главных исторических народов» продолжалось на старшей ступени и систематическом курсе. Его задача состояла в том, что­бы прочнее укрепить в сознании учеников полученные ими сведения, выявить внутреннюю связь известным вам фактам и явлений. Из всеобщей истории предлагалось брать лишь те стороны жизни народов, которые проявились наиболее полно, ярко и самобытно.

В 1881 г. была переведена и опубликована «Методика истории» немецкого педагога Г. Дистервега. Автор затрагивал вопросы об истинности научного знания. Целью преподава­ния он считал лишь знание и преподавание истории отечественной.

Идеи Дистервега были развиты в методике немецкого педагога Кригера. Его книга была переведена, значительно дополнена и переработана методистами И. Виноградовым и А. Никольским и напечатана под фамилиями этих авторов - «Методика истории по Кригеру». Авторы считали, что эта наука должна занимать центральное место в народной школе. Они предлагали ввести в практику обучения новые методы: биографический метод, коллективно-категориальный метод, метод реальный, прогрессивный и регрессивный методы

В Казани в 1891 г. вышла книга С. Ламовицкого «Школьный метод и его отношение к учебному предмету истории». По мнению автора, историческое содержание «изучается не ради его самого, оно не есть цель, а средство, с помощью которого требуется произвести из­вестное воспитательное влияние на учащихся». Один из путей активизации познания С.Ламовицкий видел в эвристическом обучении.

Заметный вклад в разработку методических проблем внес Н.И. Кареев - член-корреспондент Краковской и Российской академии наук, почетный член Академии наук СССР. Он известен как автор не только учебников по всеобщей истории, но и цикла статей о преподавании истории, ряда методических пособий. В 1900 г. в Санкт-Петербурге вышли его «Заметки о преподавании истории в средней школе», ученый рассматривает такие важные вопросы методики, как роль учебника в школьном обучении, отбор материала, требования к его изложению, работа с книгой в классе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: