Роль редактора в процессе подготовки текста, принципы его работы. Виды редакторского чтения и правки текста.
Текст как объект работы редактора. Основные характеристики текста. Работа редактора с логической основой и композицией текста.
Уместность речи, ее место в системе коммуникативных качеств речи.
- Уместность речи.
Это такой подбор и организация средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Уместность речи соответствует теме общения, составу слушателей, поставленным автором задачам. Еще в античности люди понимали, что речь может быть хорошей, если она уместна. Не всегда хорошие качества речи уместны в ней. Уместность – особое качество в ряду коммуникативных качеств речи. Уместность предопределяет и регулирует выбор качеств речи для каждого конкретного условия общения. Без учета конкретных условий коммуникации абстрактные рассуждения о точности выразительности речи. Абстрактного понятия хорошей речи не существует. Оно относительно и определено уместностью тех или иных языковых единиц, приемов организации языковых единиц. Уместность регулирует сумму слагаемых понятия «хорошая речь».
|
|
Уместность речи существует над другими коммуникативными качествами речи. Критерий «уместности» распределяется на разные типы, разные уровни языка. Уместность может быть дифференцирована. Можно выделить несколько аспектов:
1. Стилевая уместность. В каждом стиле есть нормы организации речевого материала. В другом стиле норма может отличаться. В художественной речи допускаются нарушения языковых норм, если они оправданы замыслом произведения. Художественная поэзия и проза часто используют элементы разговорной речи, диалоги.
2. Контекстуальная уместность – на уровне текста. Может произойти, что какой-то языковой факт неуместный для стиля, оказывается уместным в данном тексте этого стиля.
Основа литературного редактирования – стилистика и культура речи. В процессе коммуникации цепочка: автор-текст-читатель. Чтобы устранить недочеты, нужен редактор.
Задачи редактора: соответствует ли текст цели, интересен ли он, содержателен, содержит ли ценную и новую информацию, проверка фактов, изменения в тексте, форма текста (оценка). Стилистические и композиционные особенности текста. Наличие этических и психологических проблем.
Могут быть проблемы в работе с автором. Автор может переставать различать ошибки. Редко бывает профессионалом. Редактор прежде всего имеет дело с текстом.
Текст – это словесное, устное или письменное произведение, представляющее собой единство, более или менее завершение содержания и речи, формирование и выражение этого содержания – Головин.
|
|
Характерные признаки: связность, цельность и коммуникативная завершенность. Это свойство текста.
Связность – это взаимообусловленность элементов текста, которая прослеживается на разных уровнях языка. Цельность обусловлена связностью.
Коммуникативная завершенность уже, чем цельность. В разных текстах свойства текста по-разному проявляются. В нехудожественных текстах линейная связанность.
У художественных вертикальная связанность, поддерживается на композиционном, лексическом уровне. Повторяемость синонимов, разного рода повторы работают на вертикальность текста.
- Информативность.
Текст передает сообщение, информацию. Чем больше информации, тем он интереснее, тем он значительнее. Виды информации: фактуальная (отражает явления окружающего мира, факты в словах). Обычно передается словами с прямыми значениями. Это составляет логически-предметную основу текста. Концептуальная информация – информация об авторском отношении к этим фактам. Выражается подбором оценочных слов, сочетанием слов, которые способны выразить и передать отношение. Может быть передана композиционно. Информация о фактах, сочетаясь, контрастируя, позволяет дать оценку фактов. Бывает информация подтекстовая, которая прямо не выражается, но подразумевается. Она связана со способностью текста порождать разного рода ассоциации. Пример: ирония, переключение слова в антоним. Бывает информация косвенная, которая попутно извлекается из текста. Информация о Сталине - способствующий словесный образ на докладе на одном из текстов по поводу правой оппозиции – она похожа на таракана.
По степени важности информация может быть ключевая, дополнительная и уточняющая.
Цельность текста – это его смысловое единство: тематическая цепочка знаков, слов. Есть главная мысль, тезис, потом он развертывается в тексте. Цельность обусловлена приемами развертывания и однонаправленностью.
Смысловая скважина – текст неудачно сократили или читатель/слушателю не известна вся информация. Мастер и Маргарита – Воланд и Берлиоз разговаривают в начале романа.
Цельность текста оценивается уже при ознакомительном чтении.
Текст отличается литературной обработанностью, соответствием с темой, назначением, жанром. Текст всегда закреплен на каком-то носителе. Письменный текст можно повторно прочесть, оценить композиционную стройность текста, выделить важные места, сделать пометки на полях.
Когда текст идет в композиционной версии, то его лучше распечатать. Есть телевизионные и радиотексты.