Психология восприятия букв

Классификация шрифтов

Существуют тысячи способов начертания букв и постоянно разрабатываются новые. По способам начертания шрифты делятся на группы.

1. Антиквенные (с засечками) – самый популярный шрифт, он отличается широкими композиционными возможностями и позволяет добиваться контраста без изменения основ начертания. Кроме того он наиболее удобочитаемый. Главные отличия этого шрифта: маленькие – поперечные элементы или засечки, которые завершают основной вертикальный элемент в букве, различная толщина вертикальных элементов в букве. Данный тип шрифтов выполнятся в размерах и подразделяется на множество подгрупп, которые отличаются друг от друга толщиной вертикальных элементов, формой буквы, размером и частотой проставления засечек.

2. Рубленый или гротескный (без засечек) – второй по степени популярности шрифт. Характеризуется отсутствием засечек, относительно одинаковой толщиной вертикальных элементов. По сравнению с антиквенным труднее для чтения, но широко используется благодаря простоте и четкости начертания, что часто используется в крупных надписях.

3. Брусковый – образуется с помощью сочетания антиквенного и рубленного шрифтов одинаковой толщины линии при наличии засечек, который имеют такую же толщину как и вертикальные штрихи.

4. Рукописный – буквы часто имеют соединительные элементы, этот шрифт трудно воспринимается при чтении, и потому его используют в основном в заголовках или официальных заявлениях. Он также используется в рекламе косметики и модной одежды.

5. Декоративный (или акцидентный) – этот шрифт придает тексту новизну и декоративность. Используется для достижения особого эффекта, но труден для чтения. Каждую группу условно можно разделить на семейства (гарнитуры) шрифтов. Семейства объединяют родственные шрифты и носят общие названия. Основные начертания букв в пределах семейства постоянны, но изменяется пропорциональное соотношение элементов, насыщенность и наклон.

Часто товарный знак представляет собой слово, стоящее обособленно на ярлыке, на самом товаре или в середине незаполненного пространства в рекламном объявлении. Ему приходится привлекать к себе внимание потребителя своими собственными силами. Помимо впечатления, создаваемого формой составляющих элементов (таких, как линии, круги, квадраты), товарные знаки, и в первую очередь словесные, во многих случаях обладают и собственным внутренним значением, обусловливаемым значением слова в языке, из которого оно было взято.

Встречаются также товарные знаки, не обладающие собственным внутренним значением. Однако в процессе своего существования они становятся настолько знакомыми потребителю, что постепенно приобретают некое квазизначение, несущее в себе различные оттенки образа товара, в качестве замены изначального родового понятия. Например, название «ОМО» ассоциируется с мылом и вызывает представление о веществе белого или голубого цвета, в виде порошка пли жидкости, которое придает чистоту посуде, постельному белью и т. д. и т. п.

В некоторых буквенных знаках составные части переплетаются до такой степени, что отдельные буквы теряют свой индивидуальный характер и становятся как бы новыми символами.

В ходе проведения исследований по восприятию товарных знаков, Веркман выделил феномен, который заключается в том, что если товарный знак состоит из знакомых слов (ассимилятивное чтение – простое чтение), мы часто встречаем в них простые, хорошо известные шрифты. Когда же они состоят из выдуманных слов, шрифт, скорее всего, тоже оказывается непривычным (апперцептивное чтение – взгляд сосредоточен на деталях, детальное рассматривание).

а) существующие знакомые слова, напечатаны ненавязчивым шрифтом

б) выдуманные слова, рассчитанные на апперцептивное чтение.

Анализ результатов исследований Тинкера М. выявляет наличие следующих довольно устойчивых тенденций восприятия букв:

· буквы высокой удобочитаемости: d m p q w;

· буквы низкой удобочитаемости: с е i n 1;

· буквы средней удобочитаемости: j r v х у.

«Этот анализ (цитирую Тинкера) позволил также собрать информацию о факторах, повышающих или понижающих удобочитаемость отдельных букв».

М. Тинкер перечисляет следующие факторы:

1) размер (скажем, w шире i);

2) простота контура;

3) характер использования засечек;

4) наличие оттенка;

5) площадь или площади пробелов внутри черного контура буквы;

6) наличие какого-то одного элемента, служащего отличительной характеристикой конкретной буквы (например, b d р q к). Отсутствие достаточно сильно выраженной отличительной части ведет к снижению удобочитаемости (например, п, и).

В товарных знаках, состоящих из одного слова, могут выявиться различия в ширине отдельных букв, что сказывается на удобочитаемости, особенно применительно к лишенным значения словам, когда детали привлекают к себе большее внимание.

Г. В. Овинк рассматривает способность шрифтов создавать атмосферу. У каждого человека, который видит написанный, вырезанный или напечатанный символ, возникает определенное впечатление, чувство. Сказанное относится и к шрифтам. Применительно к товарным знакам данный фактор становится еще важнее, поскольку (словесные) знаки представляют собой комплексы сконцентрированных идей, нацеленных на группу лиц, являющихся, с точки зрения производителей, потенциальными покупателями. Словесные товарные знаки требуют безграничного разнообразия существующих шрифтов, предназначенных в основном для отражения сложных аспектов образа товара: жирный шрифт — для машин и оборудования, элегантные шрифты — для белья, духов, «стремительные» шрифты — для самолетов, квадратные шрифты — для технических товаров и т. д. До тех пор пока существует возможность четко распознавать характерные элементы букв, беспристрастный наблюдатель будет в состоянии прочувствовать атмосферу, создаваемую шрифтом, ощущать образ шрифта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: