Колориметрический круг Иттена

Большой цветовой круг Оствальда

Круг естественных цветов по Гете.

К – красный, КО – красно-оранжевый, О – оранжевый, Ж – желтый, ЖЗ – желто-зеленый, З – зеленый,
СЗ – сине-зеленый, С – синий, СФ – сине-фиолетовый,
Ф – фиолетовый, КФ – красно-фиолетовый.

Все доступные цвета образуются путем смешения трех основных цветов – красного, синего, желтого. Исходя из этого, в круге представлены: СКЖ – первичные цвета, перевернутым треугольником ФОЗ показаны смешанные цвета первого порядка, а точками на окружности СЗ, СФ, КФ и т.д. – смешанные цвета второго порядка.

Наличие такого цветового круга позволяет дать следующие рекомендации:

  • контрастные сочетания дают цвета, расположенные друг напротив друга (например, Ф и Ж). Расположенные рядом, они взаимно усиливают друг друга, их сочетание гармонично (например, К и О);
  • сочетание цветов, расположенных по углам основного или перевернутого треугольника (например, С и Ж), менее гармонично.
  • сочетание цветов, расположенных в квадратуре, целесообразно для подбора «цветовых аккордов» в два, три или четыре цвета (например, СФ и З, или ЖО и З, или все вместе, или три из них).

Для создания цветовой гармонии очень важно количественно отношение цветов. Оптимальное количественное соотношение Гете вывел на основании светлоты основных цветов.

Формула гармоничного соотношения размеров цветовых пятен выглядит так: Ж:К:С = 3:6:8.

Теоретик цвета Вильгельм Оствальд предложил другой цветовой круг. Он содержит 24 цвета: лимонно-желтый, желтый, золотисто-желтый, желто-оранжевый, красно-оранжевый, киноварно-красный, красный, карминно-красный, пурпурно-красный, пурпурно-фиолетовый, фиолетовый, сине-фиолетовый, синевато-фиолетовый, ультрамариновый, средне-синий, синий, васильково-синий, бирюзовый, цвет морской волны, изумрудно-желтый, сине-зеленый, средне-зеленый, хлорофилловый, желто-зеленый. Гармоничные сочетания дают два цвета, лежащие напротив друг друга, или три цвета, расположенные под углом 60 градусов.

Не соглашаясь с Оствальдом, Иттен предложил свой вариант. Он расположил цвета так, что диаметрально противоположными оказались пигменты, дающие при смешивании серый цвет, т.е., дополнительные цвета. Этот круг, по мнению Иттена, наиболее удобен для использования в живописи и дизайне.

Цветовые созвучия могут быть построены на основе 2, 3, 4-х и более цветов.

Для 2-х цветов этот круг Иттена позволяет выделить контрастные гармоничные сочетания – их образуют пары дополнительных цветов, расположенных друг против друга: синий – оранжевый, красный – зеленый, желтый – фиолетовый. Если рассматривать пары цветов различной светлоты, то нужно брать дополнительные цвета, один из которых светлее, а другой темнее спектрального цвета. Например, если используется осветленный красный цвет, то нужно в пару к нему выбрать зеленый, затемненный в той же степени, в какой был осветлен красный.

В смежных четвертях цветового круга располагаются родственные контрастные цвета. Всего существует 4 группы таких цветов:

  • желто-красный и желто-зеленый;
  • желто-зеленые и сине-зеленые;
  • сине-зеленые и сине-красные;
  • сине-красные и желто-красные.

В этих сочетаниях общий цвет и два дополнительных. Например, в первой группе общий желтый и дополнительные: красный и зеленый. Такие сочетания отличаются активностью и эмоциональной сложностью.

Кроме того, гармоничными сочетаниями являются сочетания трех цветов, связанных равносторонними или равнобедренными треугольниками. Самое сильное гармоничное созвучие – ж, к, с. Его можно считать основным. Любой равносторонний треугольник, соединяющий цвета в круге, позволят выбрать гармоничное сочетание, например, желто-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-зеленый. Четыре цвета гармонируют, если связаны квадратом (желтый, красно-оранжевый, фиолетовый, сине-зеленый). В этом случае гармонируют две пары дополнительных цветов, расположенных под углом 90 градусов. Всего по кругу можно выбрать три таких аккорда. А так же можно взять две пары дополнительных цветов, соединенных прямоугольником. Например, желто-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, желто-зеленый.

  1. Типы цветовой гармонии

В дизайне используются различные сочетания цветов. В истории искусства существуют различные типы цветовой гармонии и различное понимание этих гармоний. Основой цветовой гармонии является естественное сочетание цветов, аналогичное спектральному и порядок их соотношения во всех областях природы.

Гете гармоничными называл контрастные цвета, а дисгармоничными – цвета, расположенные рядом в цветовом круге. Немецкие и швейцарские психологи утверждают, что установить правила о безусловной цветовой гармонии невозможно.

Тейлор (теоретик цвета) считает, что гармоничное и дисгармоничное сочетание цветов основывается на физиологических и психических законах, и может выступать как объективно существующие.

Схемы гармонии цветов по Тейлору:

  1. Монохроматическая гармония.

Основывается на сочетании тонов различной интенсивности и глубины, осветленных и затемненных, нейтрализованных, но принадлежащих одному цвету.

  1. Аналоговая гармония.

Сочетание 2-х и более сходных цветов и их оттенков. Переход оранжевого в желтый, зеленый с желтоватым оттенком и т.д.

  1. Контрастная гармония.

Противопоставление цветов друг с другом. Такой тип гармонии зрительно увеличивает и выделяет цвета и предметы. Контрастные хроматические соотношения имеют разную степень предпочтительности, если расположить пары контрастных цветов в порядке ухудшения их восприятия, то наиболее благоприятным сочетанием выступает: синий на белом, а самое неблагоприятное: красное на зеленом.

Цвет Фон
  1. Синий
Белый
  1. Черный
Желтый
  1. Зеленый
Белый
  1. Черный
Белый
  1. Зеленый
Красный
Менее благоприятные сочетания
  1. Красный
Желтый
  1. Красный
Белый
  1. оранжевый
Черный
  1. черный
Пурпурный
  1. оранжевый
Белый
  1. красный
Зеленый

Резкие цветовые контрасты стали характерны для культуры 20-21 века, в результате искусственного создания цветов.

4. Ахроматическая гармония основана на сочетании нейтральных цветов (белого, черного, серого). В отличие от монохроматических сочетаний, ахроматическое сочетание воспринимается лучше. Ахроматические сочетания используются при оформлении стиля деловых бумаг.

5. Многоцветная гармония. Базируется на комбинациях 3-х и более цветов, в такой схеме важен выбор доминирующего цвета. Наиболее эффективная цветовая схема та, где доминирующий цвет будет сочетаться с его монохроматическими оттенками и нейтральным цветом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: