Тема. Конкуренция в коммерческой деятельности.
1. Правовое регулирование конкурентных отношений. Принцип экстерриториальности.
2. Состав законодательства о конкуренции, ФЗ «О конкуренции»
3. Понятие конкуренции, и признаки конкурентной среды на товарном рынке.
4. Меры, направленные на ограничение монополистической деятельности на товарных рынках: антиконкурентное соглашение, злоупотребление доминирующим положением, контроль за экономической конкуренции.
САМО понятие конкуренции является неотъемлемым элементом во всех странах. Страны пошли различными путями с точки зрения формирования законодательства, направленного на защиту конкуренции.
Можно выделить 3 группы стран:
· Страны в которых преследование недобросовестной конкуренции осуществляется на основе норм гражданского законодательства о вне договорной ответственности (Франция, Нидерланды, Италия)
· Страны, в которых принято специальное законодательство, направленное на борьбу с недобросовестной конкуренцией(Германия, Австрия, Япония, Россия)
|
|
· Страны, где защита недобросовестной конкуренции осуществляются гражданским законодательством о деликтах, а так же в законах о конкуренции (США, Великобритания)
Принцип экстерриториальности – положение внутреннего законодательства о защите конкуренции распространяются на соглашения заключаемые в иностранном государстве. Содержится в российском законе «О конкуренции». Появился впервые в США, в Европе были приняты директивы, которые препятствовали такому закону(в Великобритании, Франции, Бельгии и пр.). Суть- внутреннее законодательство может применяться к соглашениям, закл. на терр-рии других гос.-в, если будет доказано, что это соглашение может привести к ограничению конкуренции в США. Исходя из мирового опыта при разрешении вопроса действия законодательства о конкуренции возможны 3 варианта:
1. применение соглашения экстерриториальности (США, РФ)
2. полное отсутствие конкурентных отношений при внешней торговле(большинство Европейских стран)
3. оговорки об ограничениях
Определение недобросовестной конкуренции в парижской конвенции-всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в торговых делах. Парижская конвенция обратила внимание на то, что страны- участницы должны были принять соответствующее законодательство о конкуренции. В РФ впервые закон принимается ы 1991 г. ФЗ «О конкуренции и об ограничениях монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон сейчас не действует, но часть, где есть понятия осталась.
Три момента(в каких условиях были принят ФЗ):
|
|
· закон о конкуренции принимался при отсутствии рыночных отношений;
· наличие сформировавшихся крупных монополий на тот момент;
· большая концентрация производства при узкой специализации.
Задача- не борьбы против недобросовестной конкуренции, а стимулирующие меры, направленные на конкуренцию.
2. Состав законодательства о конкуренции, ФЗ «О конкуренции»
Законодательство о конкуренции:
1. собственно законодательство о конкуренции
2. нпа, содержащие антиконкурентную направленность.