Тема 9. Конкурентные преимущества стран

1.Роль правительства в обеспечении конкурентной среды.

2. Поиск и усиление конкурентных преимуществ.

3. Влияние глобализации на формирование конкурентных преимуществ.

Рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства. Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику. Обозначим эти сферы:

- Перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства. Размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. Минимальная граница вмешательства государства является подвижной, на нее влияют текущее состояние экономики, уровень жизни в стране. А максимальная граница определяется размером социальных выплат, которые должны быть согласованы с возможностями государства.

- Занятость. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы. Обязанность государства – регулирование рынка рабочей силой с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их.

- Развитие фундаментальных научных исследований и связанных с ними крупных инвестиций с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли. Здесь не обойтись без участия государства, которое стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс.

- Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и др.

Фирмы получают конкурентное преимущество, разрабатывая новые способы выполнения деятельности, внедряя новые технологии или исходные компоненты производства. Они выходят с ними на рынок, и тогда это – нововведения.

Наиболее типичные причины новаций, дающих конкурентное преимущество:

  1. Новые технологии. Изменение технологии может создать новые возможности для разработки товара, услуги, новые способы маркетинга, производства или доставки и улучшения сервиса или услуг. Именно оно чаще всего предшествует стратегически важным нововведениям.
  2. Новые или изменившиеся запросы покупателей.
  3. Появление нового сегмента в отрасли.
  4. Изменение стоимости или наличие компонентов производства. Конкурентное преимущество часто переходит из рук в руки из-за изменения абсолютной или относительной стоимости компонентов, таких как рабочая сила, сырье, энергия, транспорт, связь, средства информации или оборудование. Это говорит об изменении условий у поставщика или о возможности использовать новые или другие по своим качествам компоненты.
  5. Изменение правительственного регулирования. Изменение политики правительства в таких областях как стандарты, охрана окружающей среды, требования к новым отраслям и торговые ограничения.

Поиск и усиление конкурентных преимуществ является элементом процесса управления компанией на рынке. Исследование рынка направлено на выявление причин и условий возникновения конкурентных преимуществ.

Технология поиска состоит из трех стадий:

- локализация процесса поиска;

- определение потенциальных возможностей роста для компании;

- анализ причин и условий возникновения конкурентных преимуществ.

Результатом работы каждой стадии является аналитическая информация, обеспечивающая руководство компании необходимыми данными для принятия решения о стратегии и тактике компании на рынке. Полученные данные используются руководством для разработки программ изучения особенностей конкурентных преимуществ, которыми обладают оценочные компании на рынке.

Локализация поиска включает следующие процедуры:

- определение географических особенностей рынка;

- формирование списка конкурентов;

-диагностика целей и намерений конкурентов.

Конкурентные преимущества тесно связаны с географическими рынками. Особенностью России является значительное отличие региональных рынков, например, платежеспособность организаций и населения, частота и условия потребления услуг, альтернативность предоставляемых услуг, наличие доступных средств коммуникаций, удаленность от центра России.

Глобализация является важным реальным аспектом современной мировой системы, одной из наиболее влиятельных сил, определяющих дальнейший ход развития. Она затрагивает все области общественной жизни, включая экономику, политику, социальную сферу, культуру, экологию, безопасность.

Экономическая глобализация – наиболее обсуждаемое проявление, под которой понимается процесс экономической интеграции, развиваемый быстрыми темпами. Она характеризуется быстродействующим расширением международной торговли, иностранных прямых инвестиций и финансовых потоков, рынка долгосрочного ссудного капитала.

Важнейшей составляющей экономической глобализации является финансовая глобализация. Она характеризуется изменениями в мировых финансах, введением новаторских методов организации и управления финансовыми ресурсами. Капитал приобретает значительную мобильность, перетекая по всему миру к самым привлекательным и более выгодным возможностям приложения. Произошел рост международной сети финансовых институтов и корпораций.

Позитивное влияние финансовой глобализации связано с эффектом конкуренции, к которой она ведет.

Глобализация рассматривается, с одной стороны, в качестве важного источника новых возможностей, с другой – как причина многих бед и даже конфликтов внутри отдельных государств, а также между странами и регионами.

Глобализация как закономерный и необратимый процесс характеризуется не только интеграцией и кооперацией усилий, но и конкуренцией, имеющей тенденцию к обострению, и вынуждающую государства предпринимать значительные усилия на повышение своей конкурентоспособности. Международная кооперация сама является инструментом глобальной конкурентной борьбы, она не только не уменьшает конкуренцию, но усиливает ее.

В современных условиях залогом жизнестойкости развития является достижение конкурентного преимущества, и ни одна страна не может избежать влияние конкуренции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: