О роли “примеров” в процессе лекции

Обратная связь в процессе лекции

Практика опытных преподавателей технических вузов доказывает верность утверждения: лектор должен активно поощрять вопросы слушателей. Для этого можно рекомендовать несколько “ухищрений”.

1. Даже ценой некоторого утрирования подчеркнуть студентам сложность тех или иных подлежащих изучению разделов, которые, следовательно, должны вызывать у слушателей вопросы.

2. Разрешать студентам задавать вопросы по мере их возникновения, а не в конце лекции. В некоторых случаях такое разрешение может вызвать некоторое ощущение “дезорганизации” процесса, однако вскоре он стабилизируется.

3. Не допускать элементов “вышучивания” вопросов, которые, возможно, действительно свидетельствуют о слабых знаниях. В подобных случаях следует спокойно отослать к соответствующей литературе или весьма кратко дать пояснения.

4. Периодически самому лектору задавать аудитории короткие вопросы для кратковременного обдумывания, прежде чем дать на них ответ, создавая, таким образом, своеобразный диалог. Словесно поощрять каждую попытку со стороны студентов дать, возможно, и не совсем верный ответ на поставленный вопрос.

Исторический опыт педагогики показывает, что полноценное усвоение и прочное знание вопроса для большинства учащихся не достигается без числа - этой универсальной модели мира. Числа же появляются лишь в примере, иллюстрирующем общее и даже “понятное” соотношение.

Не следует усложнять примеры. Наоборот, они должны быть нарочито и предельно простыми, чтобы побочные числа и обстоятельства не заслоняли основного иллюстрируемого положения. Лучше иметь много мелких примеров, иллюстрирующих отдельные мысли, чем один-два больших примера, подводящие итог. Идеалом является совмещение того и другого.

Важно уяснить, что именно численные примеры являются связующим звеном лекционной теории с практикой инженерной деятельности.

2.3.4. Об идеологических аспектах при преподавании технических предметов Представляется, что при преподавании физико-технических и других специальных дисциплин целесообразно в воспитательных целях отражать следующие направления. а) История и приоритет отечественной науки и техники. Ясно, что наша страна позже других европейских стран стала на путь экономического и научно-технического прогресса. В этом смысле она не может “конкурировать” с исторически более старыми странами. Однако недопустимо замалчивать или присваивать другим странам открытия и изобретения, которые с полной достоверностью сделаны в нашей стране. б) Достижения современных конкретных исследователей и инженеров. Современные нам научно-технические достижения следует раскрывать не абстрактно, а “привязывая” к именам конкретных лиц, сделавших соответствующий вклад. Неразумно руководствоваться положением о том, что “пророк живет только в чужом отечестве”. Творческие люди живут и работают вместе с нами. Их много и воспитательно неправильно сводить дело к знанию имен двух-трех лиц. в) Соотношение достижений современной отечественной науки и техники с зарубежными достижениями. С воспитательной точки зрения, недостаточно общих указаний на приоритет отечественной науки или отставание техники. Будущие руководители и организаторы должны знать конкретное соотношение по конкретным вопросам в изучаемой ими области техники. г) Соотношение науки и техники. Престиж науки, в том числе теоретической, в нашей стране чрезвычайно высок. Однако будущие инженеры должны отчетливо понимать, что наука - не самоцель, но средство развития етествознания и техники с целью повышения благосостояния и обороноспособности страны. Необходимо повышать престиж инженерного звания. д) Соотношение личного вклада и общественного престижа инженера и исследователя. На примерах своих коллег, членов коллективов кафедр и факультетов необходимо показывать студентам, что престиж и высокое общественное положение в науке и технике достигаются непрерывным повседневным творческим трудом. В этом смысле дело не в профессии, специальности и звании, а в отношении к порученному делу.  
     
     
     

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: