Дипломное проектирование — завершающий этап в подготовке специалиста, в его профессиональном становлении. При выполнении дипломного проекта студент должен проявить умение квалифицированно ориентироваться в теоретических и прикладных разделах основных, профилирующих дисциплин, способность активно использовать полученные знания, в том числе и в области компьютеризации, работать с различной литературой, использовать современные методы анализа и технико-экономических расчетов, умение ставить эксперимент и использовать современные методы исследования, обосновывать инженерные решения, прогнозируя их последствия.
Дидактическими целям дипломного проекта являются:
· расширение, закрепление и систематизация знаний, совершенствование профессиональных навыков и умений для решения конкретных производственных, технических и экономических задач, а также задач развития личности студентов;
· развитие навыков и умений самостоятельного умственного труда;
· проверка и определение уровня подготовленности выпускников к самостоятельной работе на современном производстве.
Темы дипломных проектов определяются выпускающими кафедрами, как правило, с учетом потребностей производства, по заказам конкретных предприятий, и утверждает проректор по учебной работе. Студенту предоставлено право выбора темы. Он может и сам предложить тему дипломного проекта с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.
Дипломное проектирование должно охватывать один из следующих вопросов:
· разработку нового аппарата (машины или основной составной части ее) участка химического производства;
· реконструкцию установки какого-либо действующего производства в части модернизации существующего оборудования или ее технического перевооружения;
· механизацию и роботизацию трудоемких ручных работ на отдельном участке химического производства;
· разработку проекта капитального ремонта аппарата (машины).
Особенно следует рекомендовать темы дипломных проектов, связанные с модернизацией оборудования, механизацией отдельных трудоемких операций, реконструкцией действующих химичеких установок и их техническим перевооружением и направленные на повышение качества выпускаемой продукции, увеличение производительности труда и улучшение его условий.
В задании на выполнение дипломного проекта выдаются исходные данные (объекты наблюдений, исследования и т.п.), а также методика сбора материалов, основная литература по теме проектирования, перечень подлежащих разработке вопросов по экономике и организации труда и производства, по охране тpуда и окружающей среды, гражданской обороне, рекомендуется npимерный перечень графических материалов. Задание на дипломное проектирование составляет преподаватель - руководитель npoeкта и утверждает заведующий кафедрой.
Процесс дипломного проектирования проходит в логической последовательности по таким этапам: изучение исходных материалов и данных для проектирования, выполнение собственно проекта производственного или научного объекта, проверка качества и оценка проекта. Дипломный проект осуществляется по индивидуальному графику, который составляет студент с помощью руководителя дипломного проекта. График включает основные этапы работы с указанием конкретных сроков получения задания, сбора материала, выполнения отдельных частей работы, представления на просмотр руководителю и консультанту, предъявления проекта на рецензию и даты защиты. К защите дипломного проекта должны быть подготовлены отзыв руководителя дипломного проекта и рецензия. В отзыве отмечается соответствие содержания проекта заданию, степень самостоятельности студента в выполнении задания, уровень проявленных знаний и умений, анализируется выполненная работа (наличие новых технологических и конструкторских решений, техническая грамотность их разработки.
Экономическая эффективность, практическая пригодность для внедрения, степень использования новых научных исследований), отмечается качество оформления графичекой части, пояснительной записки, текста дипломного проекта и ее приложения. Помимо отмеченного выше указывают степень актуальности и практической значимости разрабатываемого задания. В заключении рецензии отмечают достоинства и недостатки проекта, возможность присвоения дипломнику квалификации, предусмотренной государственной образовательной программой, дают оценку в баллах.
Защита дипломных проектов происходит на заседании государственной экзаменационной комиссии (ГЭК). Председателя ГЭК назначает Министерство высшего и среднего специального образования соответствующей республики из числа ведущих специалистов промышленности или крупных ученых. Персональный состав ГЭК утверждает ректор вуза. В настоящее время 70 - 80 % членов ГЭК составляют работники промышленности.
Защита дипломного проекта должна состоять в кратком изложении сущности выполненной работы, аргументированных доводов в защиту своих решений, четких ответов на вопросы членов ГЭК. Защита дипломных проектов позволяет оценить не только качество подготовки специалиста, но и педагогическую деятельность кафедры в целом.
2.8. Самостоятельная работа студентов Самостоятельная работа студентов (СРС) — это планируемая познавательная, организационно и методически направляемая их деятельность, осуществляемая без прямой помощи преподавателя, для достижения конкретного результата. Составная часть СРС - самостоятельная работа, выполняемая студентом под руководством и контролем преподавателя за счет сокращения обязательных аудиторных (лекционных и т.д.) занятий. В современной дидактике самостоятельная работа студентов рассматривается, с одной стороны, как вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства, но под руководством преподавателя, а с другой - как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов ее организации. Эффект от самостоятельной работы студентов, на который мы рассчитываем, можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов в вузе. Самостоятельная работа студентов нуждается в существенной организационно-методической поддержке. Даже при наличии достаточного количества учебников и иных “источников информации” недостаточно к ним просто отослать. При передаче радела курса на самостоятельное изучение необходимо на лекции в этот радел студентов ввести. После этого указать литературу для самостоятельной проработки с точностью до необходимых глав. Следует указать особенности изложения вопроса в различных источниках; целесообразную последовательность их чтения; задачи и упражнения, которые необходимо решить; алгоритмы и соотношения, которые следует особенно тщательно разобрать, а возможно, и запомнить. Самая самостоятельная работа требует возможности периодически получать консультации у преподавателей. В учебных планах технических вузов нет предмета, который бы обучал студентов приемам усвоения нового материала, его “накопления” и запоминания. Предполагается, что каждый полуинтуитивно сам обучается всему необходимому. Такой подход представляется не оптимальным. Если преподаватель намерен действительно привить учащимся навыки самостоятельной работы, их следует этому научить (см п. “О методах усвоения информации”). Однако самостоятельная работа, конечно, не сводится к изучению разделов предметов по литературе. Изучение теории не самоцель, а средство приобрести умения в решении инженерных задач. Однако медленнее, чем мастер дела, и возможно, ошибаясь чаще, чем мастер, они должны уметь эти задачи доводить до конца. А этим “концом” могут быть формула, алгоритм, программа, численные значения, кривые численных зависимостей, структурные схемы, конструкции. Таким образом, повышение самостоятельности студентов не означает переход к каким-либо принципиально новым видам учебной работы. Это по-прежнему практические занятия, лабораторные работы, работа на ЭВМ, учебно-исследовательские работы, курсовые расчеты и проекты, дипломное проектирование. Все дело в методиках их проведения, обеспечивающих активное продвижение к приобретению навыков самостоятельной работы. Консультации Консультации предназначены для оказания педагогически целесообразной помощи студентам в их самостоятельной работе по каждой дисциплине учебного плана, а также при решении различных задач теоретического или практического характера. Они помогают не только студентам, но и преподавателю, будучи своеобразной обратной связью, с помощью которой можно выяснить степень усвоения студентами программного материала. Обычно консультации связывают с лекционными, семинарскими и практическими занятиями, лабораторными работами, подготовкой к зачетам и экзаменам. Консультации проводят по желанию студентов или по инициативе преподавателя. Можно устанавливать и определенные дни для обязательных консультаций, когда преподаватели кафедры специально встречаются со студентами, отвечая на их вопросы по различным темам курса. Студентов нужно приучать к мысли, что к консультациям необходимо тщательно готовиться, прорабатывать конспект, литературу, чтобы задавать вопросы по существу. Нельзя превращать консультации в натаскивание студентов, они должны пробуждать в них стремление к углублению знаний. | ||||||||||||||||