Типы урока.
Типология уроков
Существует две типологии уроков, но на практике господствует только одна.
1. Тип урока определяется по ведущим дидактическим задачам >>> дидактическое направление >>> урок – дидактическая категория. Сущность урока – процесс завоевания знаний, который проходит определённые этапы. Этапы зависят от дидактической задачи >>> урок зависит от дидактической задачи.
I этап. – Подготовка к первичному усвоению знаний.
II этап. – Первичное усвоение знаний и ознакомление с материалом.
III этап. – Вторичное восприятие материала, закрепление и осмысление.
IV этап. – Повторение и систематизация знаний.
Четыре типа урока решают одну из задач. Пятый тип – решает все четыре задачи.
1. Вводный урок – подготовка к первичному восприятию.
2. Урок изучения нового материала.
3. Урок закрепления знаний.
4. Урок повторительно-обобщающий.
Если конкретизировать путь усвоения знаний, будет больше дидактических задач и больше этапов и типов уроков.
Комбинированный урок есть в любой классификации – это один из ведущих типов урока.
2. Эта позиция осталась только в литературе по урокам. Бернадский и др. определяли типы урока по методу обучения: уроки объяснения, рассказа, картинного описания, урок с применением экранных средств, работа с картой.
· Предварительная подготовка или перспективная подготовка, или курсовая подготовка. Она заключает в себе определение содержания курса, а также определение форм организации работы учащихся, т.е. структурный анализ содержания курса.
Определяются задачи курса (образовательные, воспитательные и развивающие).
Выделяются главные сквозные понятия и закономерности исторического развития, проходящие через весь курс (или ранее изучаемые).
Выделяются главные ведущие факты.
Главные темы | Понятия и факты | ||||
Древний Египет | |||||
Междуречье | |||||
Древняя Греция |
|
|
Определяется типология урока. Существуют факторы выбора типов урока: 1) возраст учащихся; 2) содержание материала. До 6-7 класса используется комбинированный урок. На содержание материала влияет: I) степень трудности – теория; II) первичность или вторичность информации; III) анализ материала в учебной литературе.
№ урока (по порядку) | Темы разделов, подтемы, темы уроков | Количество часов на разделы, темы и уроки | Примерные сроки изучения | Основные темы и теоретические положения изучаемые на уроке | Межпредметные, межкурсовые и внутрикурсовые связи | Тип урока, уровень познавательной деятельности учащихся | Программа развития учащихся при изучении темы | Оборудование урока, средства обучения | Литература ктеме |
Раздел 4 | 1.09 – 21.09 | Земство | К разделу или теме. Тематика. § к д\з. | Форма | Перечень умений и навыков, к-е развиваются при изуч. темы | 1) Для учителя (рекомендация) 2)Список для чтения учеников к уроку | |||
Тема | Дума | ||||||||
Урок | Пром. переворот |
· Поурочная подготовка. При поурочной подготовке определяется содержание урока, формы, методы и приёмы учительской деятельности на уроке.
Цель урока определяется исходя из структурного анализа материала. Цель урока – совокупность образовательных и воспитательных задач. Недостатки определения цели: подмена цели урока темой (формальный подход); вместо цели – план. Сегодня цель урока – совокупность образовательных, воспитательных и развивающих задач.
В.Г. Карцов и П.В. Гора определяют цель урока, как главную идею урока – то, что на базе изучения урока должно быть понято и воспринято учащимися в качестве смыслового вывода. П,В. Гора уточняет это определение: цель урока – выражение главной идейно-теоритической направленности урока. Цель – конечный мысленный результат. >>> Особое внимание следует уделять содержанию материала, образовательным задачам. При определении цели необходима конкретность и чёткость, выделение главного.
Образовательные задачи: 1) определение исторического объекта, места и времени его существования (события, процесса); 2) ведущие признаки исторического объекта; 3) причинно-следственные связи изучаемых событий или закономерность исторического процесса. >>> Показать, доказать, убедить, подвести к поминанию.
Механизмы образовательных задач: 1) чтение программы, определение темы и типа урока; 2) основные компоненты образовательной цели.
Пример: Почему именно в X-XI вв. возникает город? >>> 1) что было непосредственной причиной возникновения средневекового города (отделение ремесла от с\х); 2) почему происходит отделение ремесла от с\х (развитие знания, рост количества и качества ремесленных изделий); 3) почему в IX-X вв. происходит бурное развитие с\х и ремесла.
Развивающие задачи – направлены на развитие логического мышления.
Воспитательные задачи – роль трудовой деятельности.
В зависимости от уровня развития класса – различное содержание урока >>> необходим отбор методов и приёмов работы >>> необходим план-конспект урока.