double arrow

История развития


Гимнастика порождена жизнью, трудовой деятельностью людей и развивалась под влиянием достижений наук о человеке, законов развития общества, способов ведения войн и но своим собственным закономерностям. По мере развития наук о человеке открывались новые возможности для использования гимнастики в целях укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей организма, подготовки занимающихся к здоровому образу жизни, учебе, труду, выполнению воинских обязанностей. Слово "гимнастика" происходит от греческого "гимнос", что значит "обнаженный". История гимнастики по существу начинается с времен рабовладельческого общества. Своего расцвета она достигла в V-IV вв. до н.э. в античной Элладе, особенно в Спарте и Афинах. Правда, направленность ее была различна в каждом из этих рабовладельческих государств. Если в Спарте гимнастика использовалась лишь для подготовки воинов, то в Афинах ее считали одним из важнейших средств всестороннего развития человека из высшего сословия.

В XVIJI-XIX вв. рыцарские упражнения были тем основным источником, который питал мысль "гимназиархов", создателей гимнастических систем. От рыцарских упражнений, в том числе от вольтижировки, пошли не только махи (меты) на гимнастическом коне с ручками и опорные прыжки, но, видимо, и упражнения на
параллельных брусьях, а также упоры на перекладине.




Ф. Л. Ян, П. Г. Линг и Ф. Аморос положили начало трем национальным гимнастическим системам, отличающимся друг от друга по своей направленности: немецкой (атлетической), шведской (гигиенической) и французской (прикладной). Большой вклад в
развитие гимнастики (сокольской) внес Мирослав Тырш (1832-1884).

В России развитию гимнастики в значительной мере способствовало стремление известных полководцев (Петра I, Румянцева, Суворова, адми­рала Ушакова) повысить уровень физической подготовки русской армии. П. Ф. Лесгафт (1837-1909) создал свое учение о физическом образовании детей школьного возраста, на основе которого возник общеобразователь­ный учебный предмет, по праву называемый педагогической гимнастикой Лесгафта.

В конце XIX в. получила развитие спортивная гимнастика. Стали проводиться международные соревнования. Для руководства ими в 1881 г. образуется Международная федерация гимнастики (ФИЖ). В России соревнования по гимнастике начали проводиться с 1885 г. В первом соревновании участвовали двое человек. Соревнования были организованы русским гимнастическим обществом, основанным в 1883 г. при участии А. П. Чехова. Гимнасты соревновались в упражнениях на снарядах, прыжках в длину и высоту. Спортивная гимнастика была включена в программу Олимпийских игр в 1912 г. Советские гимнасты, впервые выступая на XV Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 г., сразу добились больших успехов - абсолютными чемпионами стали В. Чукарин и М. Гороховская.

В последующих олимпиадах победителями становились Б. Шах-лин, Л. Латынина, М. Воронин, Н. Андрианов, Л. Турищева, А. Дитятин, Д. Билозерчев, Е. Шушунова, С. Боннская, С. Хоркина, А. Немов и др.







Сейчас читают про: