double arrow

Закаливание. В процессе физического воспитания учащихся боль­шое значение для укрепления здоровья, повышения сопротивляемости инфекциям и увеличения работоспо­собности


В процессе физического воспитания учащихся боль­шое значение для укрепления здоровья, повышения сопротивляемости инфекциям и увеличения работоспо­собности имеет закаливание организма. Для ряда рабо­чих профессий закаливание, особенно к холоду,— одна из ведущих задач прикладной физической подготовки. Но при производственной деятельности на работающих может одновременно воздействовать целый комплекс неблагоприятных факторов.

Сущность закаливания заключается в тренировке терморегуляторного аппарата, в развитии защитных ре­акций, снижающих чувствительность организма к вредно­му действию тех или иных раздражителей. В результате закаливания повышается устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям различных погодных факторов, таких, как низкая температура, жара, сы­рость, которые плохо влияют на работоспособность учащихся и могут вызвать различные заболевания. Закаленные люди в 1,5—3 раза меньше болеют по сравнению с населением в целом.

Все виды закаливания сопровождаются общим благоприятным влиянием на организм, улучшают де­ятельность различных систем и органов.




Процесс закаливания специфичен, т. е. холодовые процедуры повышают устойчивость к холоду, воздей­ствию высоких температур, жаре и пр.

Для закаливания используются природные факторы: воздух, вода и солнце. Процедуры могут применяться в состоянии покоя или в сочетании с физическими упраж­нениями. Эффективность закаливания зависит от пра­вильности методики его применения.

Обязательным при закаливании является соблюде­ние следующих, правил:

1. Постепенность закаливания. Силу раздражителя нужно повышать постепенно. Так, приступая к водным процедурам, надо начинать с прохладной воды и посте­пенно переходить к холодной. При групповом закалива­нии следует учитывать разный исходный уровень зака­ленности отдельных учащихся. Поэтому вначале дается
меньшая холодовая нагрузка, чтобы не вызвать про­студных явлений.

2. Систематичность закаливания. Закаливающие про­цедуры следует применять изо дня в день, так как условно-рефлекторные реакции, лежащие в основе за­каливания, закрепляются только при регулярном повто­рении процедур. Устойчивость состояния закаленности непродолжительна. Уже через два месяца после прекра­щения занятий оно почти полностью исчезает. Поэтому при вынужденных перерывах закаливание возобновляется с более слабых процедур по сравнению с послед­ней.

3. Соблюдение правильной дозировки. При дозирова­нии закаливающих процедур ведущим фактором являет­ся сила раздражителя, а не продолжительность сеансов. При оптимальной дозировке величина холодового раздражителя соответствует функциональным возмож­ностям организма. Малый раздражитель не обеспечива­ет достижения эффекта закаленности, а длительные или чрезмерно интенсивные раздражители могут приве­сти к нарушениям в организме.



4. Разнообразие средств закаливания для увеличения диапазона и степени закаленности организма. Следует также иметь в виду, что закаливание к холоду должно быть как местным (для стоп, области миндалин и др.), так и для всего тела. При этом использование интенсивного самомассажа и физических упражнений с большим теплообразованием после охлаждающих процедур надо ограничивать. Они показаны в начальном периоде зака­ливания, при появлении первичного озноба — «гусиной кожи».

5. Закаливание осуществляется как в покое, так и на фоне различных по интенсивности физических нагру­зок.

6. Закаливание воздухом. Воздушные ванны наиболее безопасны для закаливания. С них и рекомендуется начинать систематическое закаливание организма уча­щихся.

7. Положительное влияние воздушных ванн зависит от температуры, влажности воздуха, подвижности, чисто­ты и ионизации атмосферы. Большие возможности для закаливания организма учащихся представляют кругло­годичные занятия по физическому воспитанию на от­крытом воздухе. В этом случае нет необходимости в специальном приеме воздушных ванн. При проведении занятий в основном в закрытых помещениях (борьба, гимнастика и др.) целесообразно дополнительное пре­бывание учащихся-спортсменов на открытом воздухе. В летнее время года эффект закаливания в процессе занятий физическими упражнениями выражен значи­тельно слабее из-за меньшего термического раздраже­ния, оказываемого воздухом.



8. Закаливание воздухом следует начинать при темпе­ратуре воздуха 15—20° с продолжительностью 20— 30 мин, постепенно увеличивая время пребывания на воздухе ежедневно на 10 мин до 2 ч.

9. Следующий этап — воздушные ванны при темпера­туре 5~-10°, начиная с 15—20 мин. В этом случае закаливанию обязательно должны сопутствовать физи­ческие упражнения, выполняемые для предупреждения охлаждения тела. Хорошо закаленные учащиеся могут принимать воздушные ванны даже при температуре ниже 0° в сочетании с физическими упражнениями и длительностью не более 5—10 мин.

10.Холодные воздушные ванны следует заканчивать растиранием тела и теплым душем. В сырую, ветреную погоду продолжительность ванн сокращается. Одной из форм закаливания холодным воздухом зимой является сон при открытой форточке.

11.Закаливание водой. Вода вследствие большой теп­лопроводности является более энергичным средством закаливания и оказывает гораздо большее термическое воздействие, чем воздушная ванна той же температуры. Главным фактором при закаливании водой является температура, а не продолжительность водной процеду­ры. Наряду с этим вода оказывает механическое (массирующее) давление на ткани тела и кожу, особен­но при плавании и душе с напором. Это способствует лучшему лимфо и кровообращению.

12. Для закаливания применяется прохладная (15—24°) и холодная (ниже 15°) вода. Температура окружающего воздуха при начале закаливания должна быть в преде­лах 17—20°.

13. При водных процедурах необходимо всегда доби­ваться хорошей кожной реакции. Если она запаздыва­ет, надо применять растирание тела или активные движения, тем более при значительном охлаждении тела. После водной процедуры требуется тщательно вытереться.

14. Лучшее время для водных процедур — утренние ча­сы после утренней зарядки (холодовые процедуры перед сном не рекомендуются, так как вызывают возбуждение нервной системы, ухудшают сон). Кроме того, утренние водные процедуры способствуют пере­ходу организма в активное состояние и созданию бодрого настроения. Закаливание водой начинается с обтираний. Это наиболее мягкая водная процедура, осуществляемая с помощью губки или полотенца, смо­ченных в воде. Обтирают вначале верхнюю половину тела, насухо вытирают ее и растирают сухим полотен­цем до красноты, затем то же делают с нижней половиной тела.

15. Конечности растирают от пальцев к туловищу, а туловище — круговыми движениями по направлению к подмышечным и паховым впадинам. Продолжитель­ность процедуры 4—5 мин.

16. Обливание действует более сильно, поскольку эф­фект раздражения усиливает давление струи воды. Начинать обливание следует с температуры воды около 30°, постепенно доводя ее до 15° и ниже. Длительность процедуры с последующим растиранием тела 3 — 4 мин.

17. Еще более охлаждающее действие оказывает холод­ный душ. Температура воды душа в начале закаливания должна быть около 30—32°, продолжительность приема не более 1 мин. Далее температуру следует снижать примерно на 1° через каждые 3—4 дня, а продолжи­тельность увеличивать до 2 мин.

Более сильным воздействием обладает циркулярный душ, при высокой степени закаленности применяется контрастный душ.

Купания являются интенсивной комплексной зака­ливающей процедурой, где помимо термического раз­дражителя на обнаженное тело влияет механическое давление воды, выполняемые движения и др. Начинать купания следует при температуре воды не ниже 18— 20°. Лучшее время для купания — утром, спустя 1 —1,5 ч после завтрака, и днем — через 2—3 ч после обеда. Натощак и сразу после еды купаться не реко­мендуется. Пребывание в воде вначале ограничивается 4—5 мин, а затем увеличивается до 15—20 мин и больше.

В повышении устойчивости организма учащихся к простудным заболеваниям большую роль могут сыграть такие простые и доступные водные процедуры, как обмывание стоп и полоскание горла холодной водой. Особенно полезен такой вид закаливания страдающим заболеваниями носоглотки.

Стопы (до лодыжек) погружают в таз с водой комнатной температуры на 1 мин. Затем их растирают махровым полотенцем до ощущения теплоты. Ежеднев­но продолжительность процедуры увеличивают на 1 мин, доводя до 10 мин, снижая при этом температуру воды каждые 3 дня на 1°. Через два месяца температу­ра воды должна быть не выше 5—Т.

Полезно закаливать ноги путем попеременного опус­кания их в горячую и холодную воду, налитую в тазы.

Хорошим средством закаливания стоп является хождение босиком по полу, земле, росе. При полоска­нии горла первоначальная температура воды должна быть 25—30°. Постепенно снижая (через неделю на 2°), доводят ее до температуры воды из водопровода.

Контрастное закаливание расширяет диапазон устойчивости организма к воздействию как низких, так и высоких температур. При этом в процессе сеанса сначала обливаются холодной водой (20°) в течение 30 с, а затем пускают теплую воду (35—36°) также на 30 с, затем снова холодную и т. д. Всего в один сеанс проводят 2—3 цикла. Постепенно диапазон температу­ры увеличивается на 1° через каждые 3 суток, при этом температуру теплой воды повышают, а холодной пони­жают. Таким образом, через 1,5—2 мес. закаливания чередуют воду 40—42° с водой 12—15°.

Как и при других видах закаливаний, в процессе контрастного закаливания необходим самоконтроль. При ухудшении самочувствия, нарушениях сна, аппети­та, повышенной раздражительности и других неблаго­приятных симптомах следует снизить силу раздражите­ля, уменьшить разовую нагрузку.

Закаливание солнцем производится в виде приема солнечных ванн, точнее — воздушно-солнечных ванн, так как при этом на организм действуют воздух и солнце.

В умеренных дозах солнечные лучи положительно влияют на обменные процессы, на развитие растущего организма, усиливают дыхание и кровообращение, по­вышают работоспособность. Помимо этого солнечные ванны способствуют выработке тепловой выносливо­сти.

При неумеренном облучении при попытке загореть в один день солнечные ванны могут принести вред: перегрев организма, головокружения, потеря сознания и др. Поэтому необходимо строго дозировать солнеч­ные ванны и соблюдать правила закаливания.

Лучше всего загорать утром с 9 до 12 ч. Ложиться нужно ногами к солнцу, голову защищать легким убором, но не обвязывать ее полотенцем или косынкой. Не рекомендуется загорать натощак, непосред­ственно перед едой и сразу после нее. После завтрака солнечные ванны можно принимать спустя 30—40 мин, а заканчивать не менее чем за 1 ч до приема пищи. Нельзя доводить себя до обильного потения (мокрая кожа более чувствительна.к солнечным лучам). Запре­щается спать во время приема солнечных ванн. После последующей водной процедуры растирать кожу не следует, так как имеется достаточная гиперемия за счет облучения солнцем.

Начинают закаливание солнцем с сеансов продолжи­тельностью 5 - 10 мин в день, постепенно увеличивая их на 5 - 10 мин в день, доводя до 2—3 ч. Обязательна периодическая смена положения тела и перерывы в приеме ванн каждый час на 10—15 мин.







Сейчас читают про: