IV. Конституция РСФСР

Первая советская Конституция РСФСР, юридически оформившая новую систему государственного управления, была принята в июле 1918 года. Она провозгласила классовый характер государственности в виде диктатуры пролетариата. Декларировалось превращение Советов в единую систему органов государственной власти. Новая система управления основывалась на обобществлении средств производства.

Высшими органами власти и управления признавались Всероссийский съезд Советов и ВЦИК, который одновременно являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом страны. Для общего управления делами республики создавался Совет народных комиссаров, который на практике обладал как законодательной, так и исполнительной властью. Съезд Советов и ВЦИК могли смещать и назначать как весь состав Совнаркома, так и его отдельных членов.

Лояльность Съезда Советов обеспечивалась системой дискриминационных выборов: 1) избирательных прав были лишены лица, прибегавшие к наемному труду с целью извлечения прибыли, духовенство, бывшие служащие жандармерии и полиции; 2) тайные выборы не предусматривались; 3) в плане избирательных прав фиксировалось преимущественное положение пролетариата.

Конституция 1918 года видоизменила направление федеративного строительства. Отныне субъекты федерация организовывалась по принципу национально-территориальной автономии. Автономные республики имели широкий круг полномочий. С 1918 по 1922 годы в пределах РСФСР было создано более 20 автономных образований.

В целом Конституция 1918 года не раскрывала реальной структуры власти. Важнейшие должности во ВЦИКе и Совнаркоме занимали представители и лидеры единственной легальной партии – большевиков. Такое положение позволяло большевикам принимать любые решения в рамках партии и осуществлять их затем через систему государственных учреждений. Партийные резолюции и директивы создавали советское право и подавались как решения Советской власти.

V. Образование СССР.

Принципиальным шагом в развитии советского государства стало образование Союза Советских Социалистических Республик. Общность исторических судеб народов, необходимость преодоления хозяйственной разрухи и возникшее за годы гражданской войны военно-политическое сотрудничество между самостоятельными советскими республиками поощряли интеграционные процессы. Ассоциация советских республик фактически сложилась по итогам Гражданской войны. Настоящее единство необходимо было оформить на универсальной юридической основе.

Центростремительные процессы разворачиваются вокруг РСФСР. Комиссия во главе со И.В. Сталиным подготовила проект создания будущей федерации. Согласно этому проекту все советские республики включались в состав РСФСР на правах автономий. Против сталинского проекта высказались грузинские и украинские лидеры. Ленина предложил идею равноправного объединения республик в федеративное государство. В ходе дискуссии возобладал ленинский вариант.

30 декабря 1922 г. состоялся I Всесоюзный съезд Советов, который утвердил Декларацию и Договор об образовании союзного государства в составе РСФСР, Белоруссии, Украины и Закавказской республики. Верховной властью объявлялся Съезд Советов СССР, а в перерывах между его созывами – ЦИК СССР, состоящий из двух палат – Совета Союза и Совета национальностей. В другое время полномочия ЦИК исполнял Президиум ЦИК. Исполнительная власть принадлежала Совнаркому СССР. Союзному правительству делегировались полномочия в области внешней политики, военных дел, финансов, транспорта и связи. Судебная власть – Верховному суду СССР.

Юридически процесс образования СССР завершился с принятием первой Конституции СССР (1924 г.). Конституцией предусматривались все элементы федерализма: наличие высших органов исполнительной и законодательной власти у каждой из союзных республик и автономных образований. За союзными республиками сохранялось «право наций на самоопределение вплоть до отделения», хотя настоящая норма являлась принципом конфедеративного, а не федеративного образования.

В Конституции не проводился принцип разделения властей. Высшим органом государственной власти стал съезд Советов СССР. В период между съездами Советов верховную власть осуществлял ЦИК СССР в составе двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей. ЦИК СССР соединял в себе законодательные и исполнительные функции. В период между сессиями ЦИК высшим законодательным и исполнительным органом был его Президиум.

Повседневное управление страной осуществлял Совет народных комиссаров СССР. Совнарком был распорядительным и исполнительным органом, но также издавал декреты и распоряжения, которые обладали силой закона.

К полномочиям Верховного суда СССР было отнесено регулирование отношений между союзными республиками и экспертиза конституционности отдельных постановлений СНК и ЦИК СССР, а также аналогичных республиканских органов. В Конституции не детализировался вопрос о гражданских и политических правах. Конституция установила неравноправие различных слоев населения в избирательных правах, отдавая предпочтение рабочему классу. Не регулировала Конституция формирование избирательных комиссий, порядок выдвижения кандидатов в депутаты, организацию процедуры голосования.

Вывод.

Таким образом, в результате Октябрьской революции в границах бывшей Российской империи была создана принципиально новая модель государственного устройства и управления. Она носила классовый однопартийный характер и отрицала разделение законодательных и исполнительных функций. Её стержнем являлась разветвленная система партийных комитетов. Конституции РСФСР (1918) и СССР (1924) сыграли важную роль в интеграции распавшихся частей бывшей Российской империи в единое государство. Идеям регионально-национального сепаратизма была противопоставлена концепция центральной власти, имеющей наднациональный характер. При этом ни РСФСР, ни СССР не унаследовали имперский статус. По существу национальные окраины питались соками, выжимаемыми из «метрополии» – РСФСР. В строительстве федеративного государства большевики проводили две взаимоисключающие линии: с одной стороны, осуществляли принцип права наций на самоопределение (создание национальной государственности, управленческой бюрократии и интеллигенции), а с другой – проведение централизации и унификации государства.

ЛЕКЦИЯ: ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ИНТЕРВЕНЦИЯ В РОСИИ: ПРИЧИНЫ, ЭСКАЛАЦИЯ, ПОСЛЕДСТВИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: