Основы организации физической подготовки
Занятий по физической подготовке
Глава 2. Основы организации и методики проведения
Выпускник высшего учебного заведения МЧС, независимо от профиля специальности и его предназначения, практически всегда будет выступать как руководитель и воспитатель подчиненных. Отсюда педагогическая функция определяет содержание и качество подготовки специалиста, даже если он напрямую не будет связан с процессом обучения и воспитания личного состава. То есть, успехи в будущей профессиональной деятельности курсанта (слушателя) будут во многом зависеть от того, насколько он подготовлен в области обучения и воспитания и от его умения найти путь к каждому подчиненному и, одновременно, сплотить коллектив.
Поэтому, наряду с обширными общими и специальными знаниями, умениями и навыками каждый выпускник института ГПС МЧС должен овладеть методическим мастерством. Оно шлифуется на занятиях по различным учебным дисциплинам. Физическая подготовка, в силу своей практической направленности, занимает среди них одно из ведущих мест. Формирование педагогического мастерства зависит от овладения специальными знаниями. Цель данной главы – рассмотреть теоретические основы организации и методики проведения занятий по физической подготовке.
Организация физической подготовки включает планирование, подготовку руководителей, контроль (проверка и оценка) и учет.
Планирование должно обеспечить выполнение поставленных задач и программы физической подготовки, соответствовать условиям служебной деятельности сотрудников и реальным возможностям совершенствования физических способностей личного состава.
Для организации занятий по ФП и сдачи нормативов сотрудники обязаны ежегодно проходить медицинское освидетельствование и в соответствии с их возрастом распределяются на следующие возрастные группы:
1 группа до 30 лет до 25 лет
2 группа от 30 до 35 лет от 25 до 30 лет
3 группа от 35 до 40 лет от 30 до 35 лет
4 группа от 40 до 45 лет от 35 до 40 лет
5 группа от 45 до 50 лет 40 лет и старше
6 группа 50 лет и старше ----
Физическая подготовка сотрудника планируется и проводится в следующих формах: утренняя физическая зарядка, учебные занятия, физическая тренировка в процессе служебной деятельности, физкультурно-спортивная работа, самостоятельные занятия.
Учебные занятия являются основной формой ФП и могут быть теоретическими и практическими. Последние бывают учебно-тренировочными или учебно-методическими. Сотрудники, которые из-за особенностей службы не могут принимать участие в учебно-тренировочных занятиях, к сдаче контрольных нормативов готовятся самостоятельно с учетом рекомендаций специалистов по ФП.
Подготовка руководителей занятий – необходимое условие обеспечения высокого качества организации и проведения учебных занятий, спортивных тренировок и соревнований. Подготовка руководителей осуществляется на теоретических, инструкторско-методических, показных занятиях и в процессе самостоятельной работы.
Контроль ФП осуществляется, как правило, в ходе проверки и оценки ФП, позволяющей, с одной стороны – изучить и определить качество организации процесса физического совершенствования занимающихся и методики проведения всех форм ФП, с другой – установить и оценить конечные результаты этого процесса – уровень физической подготовленности личного состава. Он определяется в конце календарного года на основании оценок, полученных в течение года по мере сдачи установленных нормативов. Нормативы сдаются после отработки на занятиях соответствующих общефизических и служебно-прикладных упражнений. Сотрудники, не допущенные врачом по состоянию здоровья к занятиям по ФП и относящиеся к группе ЛФК, а также женщины старше 40 лет, к сдаче нормативов по ФП не привлекаются. Если общее количество сотрудников, не получивших в конце года индивидуальную оценку составляет 30 и более процентов от списочного состава, то подразделению общая оценка снижается на один балл. Курсанты и слушатели проверяются и оцениваются по различным контрольным упражнениям в соответствии с рабочей учебной программой по ФП в процессе учебных занятий и в конце каждого семестра.
Учет ФП тесно связан с ее контролем и помогает судить о ее фактическом состоянии, видеть недочеты и более целеустремленно их устранять, выявлять передовой опыт. В институте учитываются:
· результаты проверок ФП офицеров, слушателей и курсантов;
· проведение инструкторско-методических и показных занятий; учебно-методических сборов (семинаров) со спортивными организаторами, тренерами и судьями по спорту, а также с командирами курсантских подразделений;
· результаты спортивных соревнований на первенство института, выступлений команд и отдельных спортсменов на соревнованиях вне института;
· количество офицеров, слушателей и курсантов спортсменов-разрядников;
· спортивные рекорды и достижения института;
· наличие и состояние материальной базы по ФП, спортивного инвентаря и имущества.