Методы развития физических качеств и формирования двигательных навыков

В процессе развития физических качеств (физическая тренировка) и при обучении физическим упражнениям используются различные методы и методические приемы.

Метод обучения – способ, благодаря которому преподаватель формирует у занимающихся двигательные способности, развивает физические и психические качества. Под методическими приемами обычно понимают детали метода, его часть. В практике физической подготовки используются общепедагогические методы: словесный, наглядный и практический.

Словесный метод – объяснение, рассказ, распоряжение, команды и замечания. С их помощью занимающимся сообщаются новые знания о технике выполняемого упражнения или приема, его структуре, о характере воздействия на организм; разъясняется последовательность действий на местах проведения занятий, количество повторений; отдаются команды и вносятся коррективы в работу.

Наглядный метод занимает одно из главных мест в процессе обучения физической тренировки. Основу наглядности составляет показ, способствующий быстрейшему созданию чувственного образа разучиваемого упражнения. Личный показ - наиболее характерная разновидность данного метода. При обучении физическим упражнениям образцовый показ гим­настического элемента, приема преодоления препятствий или руко­пашного боя, проведенного в быстром, а затем в медленном темпе или по разделениям с последующим кратким объяснением, во многом определяет успешность обучения.

Практический метод используется для закрепления приемов и действий, совершенствования техники их выполнения, а также для развития физических качеств путем многократного, активного и сознательного их повторения. При повторении упражнений очень важно учитывать уровень физической подготовленности занимающихся и доступность для них упражнений. Целеустремленное повторение упражнений приводит к их прочному усвоению и образованию двигательных навыков.

В процессе обучения отдельному упражнению, приему или действию можно выделить ряд завершенных этапов:

· ознакомление с упражнением (приемом, действием);

· разучивание упражнения;

· тренировка в выполнении упражнения (совершенствование).

Ознакомление с упражнением (приемом, действием) производится с целью создать у обучаемых правильное представление о разучивае­мом упражнении (приеме, действии).

Для ознакомления с упражнением необходимо:

· назвать упражнение;

· образцово показать упражнение в целом;

· объяснить технику выполнения;

· разъяснить влияние данного упражнения на организм и указать, когда оно применяется;

· показать, если необходимо, упражнение еще раз по частям или по разделениям с попутным объяснением техники его выполнения.

Наиболее важным методическим приемом на этапе ознакомления является показ техники выполнения упражнения. Он должен быть, по возможности, образцовым, во всяком случае - четким и точным, что­бы у обучаемых создавалось правильное представление о движении. Поэтому показ желательно проводить, выделяя наиболее характерные особенности движения. Общеразвивающие и специальные вольные уп­ражнения следует показывать стоя лицом или боком к обучаемым, а упражнения на снарядах или приемы рукопашного боя - в профиль. Если показ вольных упражнений производится руководителем стоя ли­цом к обучаемым, то он должен быть «зеркальным». Так, например, при изуче­нии выпада влево обучающий делает вправо и т.д.

Объяснение техники выполнения разучиваемых элементов произ­водится лаконично, без излишних подробностей. Затем внимание обучаемых задерживается на наиболее существенных деталях техники, от которых во многом зависит качество выполнения элемента.

Разучивание упражнения осуществляется с целью овладения обучающимися техникой выполнения упражнения и формирования у них новых двигательных навыков. В зависимости от подготовленности занимаю­щихся и сложности упражнения применяются следующие способы разу­чивания: в целом, по частям или по разделениям, с помощью подго­товительных упражнений.

Разучивание в целом. При этом способе упражнение разучивает­ся в том случае, если оно несложное, доступное для выполнения его полностью, или если нельзя выполнить прием по элементам, либо не имеет смысла. Например, прыжок с приземлением на одну ногу разу­чивается в целом, так как его невозможно разделить на элементы.

Разучивание по частям или по разделениям. Этот способ разу­чивания применяется в том случае, если оно сложное, а структура позволяет расчленить его на отдельные части; после освоения по частям упражнение выполняется в целом - слитно. Примером упражне­ний, разучивание которых производится по частям, являются комп­лексы вольных упражнений на 16 счетов. Комплексы делятся по час­тям, которые разучиваются по разделениям. После этого каждая часть выполняется по команде руководителя, а затем все упражнения выполняются слитно, сначала в медленном темпе, а затем в более быстром. Для разучивания упражнения (приема) по разделениям преподаватель объясняет: что должны сделать обучаемые на первый счет и дает команду «Делай раз!» и т.д.

Разучивание с помощью. Разучива­ние этим способом осуществляется в том случае, если упражнение или прием выполнить в целом нельзя из-за трудности, а расчленение его на части невозможно. Помощь может быть в виде: подготовительных упражнений; непосредственной помощи преподавателя или товарища; использования различных технических устройств и приспособлений.

Тренировка (совершенствование) заключается в систематичес­ком многократном повторении разученного упражнения с постепенным усложнением условий его выполнения и повышением физической наг­рузки. Тренировкой обеспечивается совершенствование двигательных навыков, физических и специальных качеств. Тренировка проводится в такой последовательности:

· выполнение упражнений в простой обстановке: вначале - без оружия и без снаряжения, а затем - с оружием и снаряжением;

· выполнение упражнения после действий, дающих значительную физическую нагрузку в том числе нервно-психическую и вестибулярную;

· выполнение упражнения в комплексе с другими действиями как на специально подготовленных местах, так и на различной по харак­теру местности;

· выполнение некоторых упражнений в средствах индивидуальной защиты специального снаряжения, в условиях ограниченной видимости, загазованности, повышенной температуры и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: