Структура учебного занятия, плотность и физическая нагрузка

Учебное занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Они органически связаны между собой, хотя имеют относительную самостоятельность в решении частных задач. Подготовительная и заключительная части проводятся в составе группы, а основная - в зависимости от раздела физической подготовки - в составе группы (плавание, лыжная подготовка, рукопашный бой и др.) или по отделениям.

Подготовительная часть занятия проводится в течение 10-25 ми­нут. Общим назначением подго­товительной части является подготовка организма занимающихся к работе в основ­ной части. В ходе нее решаются следующие задачи:

· построение и организация занимающихся;

· объяснение цели, задач, содержания и порядка проведения занятия;

· формирование строевой выправки и осанки;

· общее физическое развитие и укрепление организма;

· подготовка к перенесению предстоящей нагрузки в основной части.

В подготовительную часть включаются строевые приемы, ходьба и бег различными способами, упражнения в движении, перестроения, упражнения общеразвивающего характера. В зависимости от решаемых задач в основную часть могут включаться упражнения для развития специальных навыков и ка­честв, например, элементы работы рук и ног при плавании, выполнении приемов рукопашного боя, упражнения акробатического и гимнастического характера.

Основная часть занятия 50-65 минут предназначена для обучения технике выполнения упражнений и овладения прикладными навыками и их совершенствования, развития физичес­ких, психических и специальных качеств в соответствии с рабочей учебной программой, тематическим планом и организационно-нормативной базой.

Заключительная часть занятия 5-10 минут предназначена для приведения организма занимающихся в относительно спокойное состояние, организованного завершения и подведения итогов. Для решения первой задачи в заключительную часть включаются упражне­ния в ходьбе, глубоком дыхании и расслаблении мышц; упражнения должны выполняться в медленном темпе с максимальным расслаблением участвовавших в работе мышц. Для решения второй задачи группа строится в две шеренги. Руководитель указывает на качество реше­ния поставленных задач, отмечает успехи и недостатки с конкретны­ми советами по их устранению, а также дает указания на самостоя­тельную тренировку.

Плотность занятий и физическая нагрузка. При обучении упраж­нениям должны соблюдаться оптимальная плотность занятий и физи­ческая нагрузка.

Под плотностью понимают отношение времени, затраченного на выполнение упражнений ко всему времени занятия. Плотность выражается в процентах.

Например, на учебном занятии продолжительнос­тью 80 минут курсанты выполняли упражнения в течение 60 минут. Плотность составляет: (60: 80) х 100 = 75%.

Увеличение плотности учебного занятия может достигаться:

· сокращением времени на перестроения и передвижения при смене мест занятий:

· сокращением перерывов между отдельными упражнениями за счет краткости и понятности объяснений;

· выполнением упражнений всеми занимающимися или потоком;

· одновременным выполнением упражнений несколькими занимающи­мися на одном снаряде;

· четкой организацией занятия.

Физическая нагрузка определяется величиной воздействия упражнений на организм занимающихся. Как известно, физические упраж­нения оказывают влияние на внутренние органы и системы, вызывают мышечные напряжения. В зависимости от количества (объема) упражнений и их интенсивности физическая нагрузка может быть большей или меньшей.

О величине физической нагрузки судят по некоторым объектив­ным показателям. Например, о чрезмерной физической нагрузке сви­детельствуют такие показатели, как частое и поверхностное дыха­ние, сильное потоотделение, неточные движения, учащенный пульс. Величину нагрузки чаще всего определяют измерением частоты пуль­са. При средней физической нагрузке она может быть 120-140 уда­ров, а при значительной - до 150-160 ударов в минуту. Регулирование нагрузки достигается изменением:

· дистанции передвижения, количества и продолжительности вы­полнения упражнений;

· темпа и быстроты выполнения упражнений;

· количества и продолжительности перерывов между выполнением отдельных упражнений;

· сложности рельефа местности для передвижения, числа препятс­твий и их трудности;

· веса предметов, с которыми выполняются упражнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: