Учебное занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Они органически связаны между собой, хотя имеют относительную самостоятельность в решении частных задач. Подготовительная и заключительная части проводятся в составе группы, а основная - в зависимости от раздела физической подготовки - в составе группы (плавание, лыжная подготовка, рукопашный бой и др.) или по отделениям.
Подготовительная часть занятия проводится в течение 10-25 минут. Общим назначением подготовительной части является подготовка организма занимающихся к работе в основной части. В ходе нее решаются следующие задачи:
· построение и организация занимающихся;
· объяснение цели, задач, содержания и порядка проведения занятия;
· формирование строевой выправки и осанки;
· общее физическое развитие и укрепление организма;
· подготовка к перенесению предстоящей нагрузки в основной части.
В подготовительную часть включаются строевые приемы, ходьба и бег различными способами, упражнения в движении, перестроения, упражнения общеразвивающего характера. В зависимости от решаемых задач в основную часть могут включаться упражнения для развития специальных навыков и качеств, например, элементы работы рук и ног при плавании, выполнении приемов рукопашного боя, упражнения акробатического и гимнастического характера.
|
|
Основная часть занятия 50-65 минут предназначена для обучения технике выполнения упражнений и овладения прикладными навыками и их совершенствования, развития физических, психических и специальных качеств в соответствии с рабочей учебной программой, тематическим планом и организационно-нормативной базой.
Заключительная часть занятия 5-10 минут предназначена для приведения организма занимающихся в относительно спокойное состояние, организованного завершения и подведения итогов. Для решения первой задачи в заключительную часть включаются упражнения в ходьбе, глубоком дыхании и расслаблении мышц; упражнения должны выполняться в медленном темпе с максимальным расслаблением участвовавших в работе мышц. Для решения второй задачи группа строится в две шеренги. Руководитель указывает на качество решения поставленных задач, отмечает успехи и недостатки с конкретными советами по их устранению, а также дает указания на самостоятельную тренировку.
Плотность занятий и физическая нагрузка. При обучении упражнениям должны соблюдаться оптимальная плотность занятий и физическая нагрузка.
Под плотностью понимают отношение времени, затраченного на выполнение упражнений ко всему времени занятия. Плотность выражается в процентах.
|
|
Например, на учебном занятии продолжительностью 80 минут курсанты выполняли упражнения в течение 60 минут. Плотность составляет: (60: 80) х 100 = 75%.
Увеличение плотности учебного занятия может достигаться:
· сокращением времени на перестроения и передвижения при смене мест занятий:
· сокращением перерывов между отдельными упражнениями за счет краткости и понятности объяснений;
· выполнением упражнений всеми занимающимися или потоком;
· одновременным выполнением упражнений несколькими занимающимися на одном снаряде;
· четкой организацией занятия.
Физическая нагрузка определяется величиной воздействия упражнений на организм занимающихся. Как известно, физические упражнения оказывают влияние на внутренние органы и системы, вызывают мышечные напряжения. В зависимости от количества (объема) упражнений и их интенсивности физическая нагрузка может быть большей или меньшей.
О величине физической нагрузки судят по некоторым объективным показателям. Например, о чрезмерной физической нагрузке свидетельствуют такие показатели, как частое и поверхностное дыхание, сильное потоотделение, неточные движения, учащенный пульс. Величину нагрузки чаще всего определяют измерением частоты пульса. При средней физической нагрузке она может быть 120-140 ударов, а при значительной - до 150-160 ударов в минуту. Регулирование нагрузки достигается изменением:
· дистанции передвижения, количества и продолжительности выполнения упражнений;
· темпа и быстроты выполнения упражнений;
· количества и продолжительности перерывов между выполнением отдельных упражнений;
· сложности рельефа местности для передвижения, числа препятствий и их трудности;
· веса предметов, с которыми выполняются упражнения.