Расчет критического объема продаж

(Break-Even Analysis)

Производственная деятельность коммерческойорганизации сопровождается расходами различного вида. В практике бухгалтерского финансового учета исчисление себестоимости продукции осуществляется путем разделения расходов на прямые и косвенные. Первые относятся на себестоимость товаров (услуг) непосредственно, а вторые распределяются по видам продукции в зависимости от принятой напредприятии методики. При планировании производственных издержек и принятии управленческих решений важное значение имеет группировка затрат на переменные и постоянные. Первые изменяются пропорционально объему продукции, вторые остаются стабильными при изменении объема производства. Такое подразделение расходов на переменные и постоянные является условным; более правильным является выделение постоянных, полупеременных и переменных расходов.

 
 


расходы              
            переменные  
               
               
            постоянные  
             
  объем производства

Рис. Зависимость расходов от объема продаж

К постоянным расходам относятся расходы, практически не зависящие от объемов производственной деятельности, например, арендная плата, коммунальные услуги [см. рис.]. К переменным расходам относятся расходы, изменяющиеся практически прямо пропорционально изменению объема выпуска (например, расходы сырья и материалов).

Метод критического объема продаж, в приложении к оценке и достижению приемлемого уровня левериджа заключается в определении для каждой конкретной ситуации объема выпуска, обеспечивающего безубыточную деятельность. Взависимости от того, производственный или финансовый леверидж оценивается, термин «безубыточная деятельность» имеет разную интерпретацию. В первом случае под безубыточной понимается деятельность, обеспечивающая валовую прибыль; отметим, что здесь вовсе не гарантируется прибыль, поскольку теоретически, например, при неблагоприятных условиях, вся операционная прибыль может быть использована на оплату процентов по ссудам и займам. При анализе финансового левериджа оценивается трансформация операционной прибыли в чистую прибыль.

Модель зависимости рассматриваемых показателей может быть построена графически или аналитически. Графическая модель представлена на рисунке.

 
 


Выручка и              
затраты            
               
      Qk        
             
               
          объем продаж

Рис. Зависимость выручки и расходов от объема продаж

Прямая 1 представляет зависимость выручки от объема производства, а 2 – зависимость затрат от объема производства. Точка Qk соответствует равенству выручки и операционных затрат, т.е. в этой точке операционная прибыль равна нулю.

Аналитическая модель определения порога рентабельности основана на использовании следующего соотношения:

S = VC + FC + EBIT,

где S – реализация, VC – переменные производственные расходы, FC – условно-постоянные расходы, EBIT – прибыль до вычета процентов и налогов (прибыль от продаж).

С учетом того, что переменные затраты изменяются пропорционально объему реализации, перепишем последнее соотношение в виде:

S = k*S + FC + EBIT.

В точке пересечения прямых выручки (1) и затрат (2) прибыль равна нулю, следовательно

S = k*S + FC,

или

Sk = FC / (1-k).

Рассмотренные выше выражения могут быть переписаны в следующем виде:

p*Q = v*Q + FC + EBIT,

где Q – объем реализации в натуральном выражении, P – цена единицы продукции, v – переменные производственные расходы на единицу продукции. Из данного выражения можно найти критический объем производства при котором операционная прибыль равна нулю:

Qk = FC / (p-v).

Выражение (p-v) – называют удельной маржинальной прибылью, приходящейся на единицу продукции. При этом разность между выручкой от реализации и переменными расходами образует маржинальную прибыль Pm=S – VC.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: