Факторы и показатели оценки персонала

Методы оценки персонала.

Лекция №5

Виды тестов

Типы тестов

Роль тестирования в кадровой работе

Тесты и их использование при отборе и оценке кадров.

Под оценкой можно понимать деятельность уполномоченных на ее осуществление лиц (представители администрации, коллектива, служб персонала, специализированных внешних организаций) по определению степени пригодности того или иного человека к выполнению возложенных на него обязанностей, достигнутых успехов, степени выраженности необходимых для работы качеств.

Качества людей, подлежащие оценке, называются ее факторами, общее число которых не должно превышать 30, иначе сопоставить их будет практически невозможно даже опытному специалисту.

Эти факторы должны образовывать единую систему, ибо объективность оценки возможна только на основе комплексного подхода. В противном случае, при отсутствии четкости и конкретности в подходах, одни и те же качества могут трактоваться с разных, а иногда с противоположных позиций.

Степень выраженности факторов оценки характеризуется ее показателями, а также критериями – пороговыми значениями, за которыми состояние факторов будет удовлетворять или не удовлетворять неким требованиям (критерии являются ориентирами для оценки).

Показатели оценки могут быть абсолютными и относительными, существенными и несущественными, приемлемыми и неприемлемыми, жесткими и мягкими.

К показателям предъявляются такие требования, как полнота и достоверность характеристики объекта, индивидуализированность, обеспечение сопоставимости, как с предыдущим периодом, так и с другими лицами, соответствие цели организации и проч.

Факторы оценки бывают основными и дополнительными. К первым относятся те, без которых невозможно составить представление о субъекте; вторые помогут его глубже раскрыть. Дополнительные факторы бывают самостоятельными, заполняющими пробелы между основными и вспомогательными, уточняющими их.

Основными факторами оценки персонала являются:

1. Деятельность и ее результаты:

· Сложность, качество труда;

· Достижение цели;

· Качественные и количественные характеристики индивидуального результата;

· Вклад в общий итог подразделения и организации в целом;

· Знание работы, понимание ее проблем и возникающих ситуаций;

· Оперативность деятельности;

· Комплексность, масштабность, технологическая сложность выполняемых заданий;

· Творческий подход к делу.

2. Деловые качества работников:

· Дисциплинированность, аккуратность, выполнение в срок заданий;

· Готовность к дополнительной работе;

· Умение преодолеть трудности, доводить дело до конца;

· Отношение к обучению и самообучению;

· Инициативность;

· Способность принимать решения;

· Умение оптимизировать деятельность, рационально использовать свое время;

· Количество ошибок;

· Особенности поведения в конфликтных ситуациях;

· Организаторские способности;

· Потенциал профессионального и служебного роста;

· Стиль руководства, подчинения, взаимодействия и проч.

3. Профессионализм (способность и склонность человека к эффективному выполнению определенной деятельности):

· Уровень интеллектуального развития (выявляется с помощью тестов на интеллект);

· Способность к анализу и обобщениям;

· Обладание теоритическими и специальными знаниями, навыками, умениями;

· Логика, четкость мышления;

· Стремление к поиску;

4. Моральные качества:

· Трудолюбие

· Принципиальность

· Честность

· Ответственность, добросовестность;

· Обязательность

· Самокритичность

· Мотивы побуждения к труду.

5. Потенциал (характеризует возможность осуществления тех или иных видов деятельности), способности и личностные качеств а, необходимые для выполнения служебных обязанностей:

· Концентрация и переключаемость внимания

· Агрессивность

· Эмоциональная и нервно-психологическая устойчивость

· Самостоятельность, решительность

· Самоконтроль, самообладание

· Тревожность

· Подвижность или уравновешенность нервных процессов

· Быстрота реакции и проч.

У руководителей факторами оценки дополнительно являются способности:

· Планировать деятельность и ресурсы (ставить и корректировать цели, распределять и контролировать ресурсы)

· Организовывать работу подчиненных

· Управлять в критических ситуациях

· Лидировать

· Работать с документами (разрабатывать, согласовывать проекты решений, контролировать их выполнение, поддерживать документооборот)

· Делегировать полномочия (обеспечивать подчиненных четкими указаниями, рационально распределять обязанности, определять и контролировать сроки исполнения, оказывать необходимую помощь);

· Мотивировать (использовать материальные и нематериальные стимулы, воодушевлять своим примером)

· Развивать подчиненных

· Оказывать внимание и уважение сотрудникам

· Осуществлять коммуникации (участвовать в обмене деловой информации, поддерживать контакты с клиентами и общественностью)

· Взаимодействовать с другими подразделениями

· Поддерживать моральные устои (преданность организации, приверженность ее целям, этические стандарты работы)

· Обладать способностью к самообучению, готовностью быть экспертом, осведомленностью о профессиональных достижениях

· Осуществлять инновации (искать новые подходы к решению проблем, проявлять творческое отношение к работе)

При оценке итогов работы для руководителей функциональных служб речь идет об управленческих результатах, а линейных – о производственных; для оценки высшего руководства – об общих (прибыль, доля фирмы на рынке, уровень конкурентоспособности продукции).

Для оценки вспомогательного персонала можно использовать такой показатель как объем переработанной информации.

Оценка сложности труда работника управления происходит по следующим факторам: содержание работы, разнообразность, самостоятельность, масштабы и сложность руководства, характер и степень ответственности, соотношение творческих и стандартных процедур.

Для повышения эффективности оценки необходимо:

· Использовать квалифицированных экспертов

· Применять обоснованные методики

· Не впадать в крайности (подходить слишком жестко или слишком мягко)

· Сближать и унифицировать (но не усреднять) критерии оценки, создавать ее типовые формы для всех сотрудников

· Где возможно, применять и обслуживать письменные отчеты

· Открыто информировать коллектив о результатах.

Причинами возможных ошибок в оценке считаются:

· Использование личного опыта как ее основы

· Ориентация исключительно на заданное количественное соотношение положительных и отрицательных черт

· Игнорирование части основных факторов

· Подход к прошлому на основе современных стандартов

· Рассмотрение личных качеств вместо результатов деятельности

· Использование оценки как инструмента наказания

Принципами применения результатов оценки являются:

· Поддержание ее престижа

· Гласность

· Устранение выявленных недостатков

· Учет при перемещении кадров

· Вознаграждение за положительные результаты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: