Профессиограмма и методы ее составления.
Решая вопросы о новой должности (рабочем месте), необходимо описать и проанализировать выполняемую здесь работу:
· В чем она состоит (особенности операций);
· Для чего предназначено и в каком результате представлена;
· Не выполняется ли кем-нибудь еще;
· Могут ли существующие сотрудники с ней справиться;
· Сколько времени и средств требуется на переобучение;
· Какие требуются материальные, финансовые и людские ресурсы и проч.
В результате создается документ «Описание работы», который служит основой для составления личностных спецификаций, постановки задач для каждого работника, оценка деятельности исполнителя, составления пересмотра организационной структуры, привлечения и отбора персонала.
Качества, которыми должен обладать сотрудник, занимающий должность, определяются так называемой профессиограммой. Она содержит описание особенностей определенной профессии, трудового процесса, требований, которые предъявляются к человеку (общее и специальное образование, стаж, профессиональные навыки и проч.)
|
|
Профессиограмма может основываться на нормативных документах (инструкциях, положениях и проч.) или результатах изучения реальной группы лиц (точнее, их анкетных данных).
Существует два вида профессиограмм:
1. Профессиокарта (квалификационная карта, карта компетентности) – документ, имеющий на основе должностные инструкции, содержащий набор квалификационных и личностных характеристик идеального сотрудника, требующихся для работы в соответствующей области.
Профессиокарта выполняет задачу общей ориентации в профессии, инструмента отбора кандидатов. Она готовится линейным руководителем и специалистом кадровой службы.
2. Полная профессиограмма с описанием производственно-технических и социально-экономических условий деятельности, психологических качеств, которыми обладать работник.
Различают внешние (преобладают в России) и внутренние источники привлечения персонала. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.
Преимуществами найма со стороны считаются:
· Сравнительная легкость и широкие возможности выбора кандидатов;
· Появление новых идей о развитии организации, которые они с собой приносят;
· Снижение общей потребности в кадрах за счет привлечения дополнительных людей;
· Отсутствие контактов и обязательств внутри организации;
· Возможность сравнительно быстро завоевывать авторитет;
· Относительно небольшие затраты на обучение.
К недостаткам такой формы относят:
· Высокие расходы;
· Ухудшение морально-психологического климата вследствие возможных конфликтов между новичками и старожилами;
|
|
· Высокая степень риска из-за неизвестности человека;
· Плохое знание им организации и потребность в длительном периоде адаптации.
Преимущества привлечения своих работников заключается:
· В наличии условий для планирования этого процесса; возможность сохранения прежнего уровня оплаты (работникам со стороны надо платить больше);
· Предоставлении людям перспектив служебного роста, повышающих их удовлетворенность работой, веру в себя, что является стимулирующим фактором;
· Сохранении основного состава при сокращении штатов и быстром заполнением вакансий при освобождении должностей;
· Хорошем знании претендентами организации и известности их самих (а следовательно, меньше риска);
· Ослаблении текучести кадров;
· Облегчении адаптации к новым условиям и требованиям;
· Обеспечении прозрачности кадровой политики;
· Облегчении целенаправленного повышения квалификации и т.п.
С экономической точки зрения целесообразнее брать подготовленных работников, но учить «с нуля» легче, чем переучивать.
В целом внутреннее привлечение кадров считается более предпочтительным, тем не менее оно также имеет свои недостатки, к которым относят:
· Ограниченный выбор кандидатур;
· Необходимость дополнительных затрат на переобучение;
· Напряженности в коллективе вследствие роста внутренней конкуренции;
· Возможность продвигать «нужных людей»;
· Снижение активности оставшихся «за бортом»;
· Сохранение общей потребности в рабочей силе.