Вопросы для контроля
1. Что такое бухгалтерские издержки? Чем они отличаются от экономических?
2. Дайте определение себестоимости продукции.
3. Какие основные расходы включаются в себестоимость? Как планируется величина расходов?
4. Как определяется себестоимость единицы транспортной работы?
5. Приведите классификацию затрат на производство продукции.
6. Дайте характеристику экономическим элементам затрат.
7. Как группируются затраты по статьям калькуляции на автомобильном транспорте? Раскройте содержание статей калькуляции.
8. Какие единицы в качестве калькуляционных применяют на автомобильном транспорте?
9. Что такое основные и накладные расходы?
10. В чем разница между прямыми и косвенными расходами?
11. Какие затраты на автомобильном транспорте относятся к переменным и постоянным?
12. Какие факторы влияют на себестоимость продукции автомобильного транспорта?
13. Назовите пути снижения себестоимости автотранспортных услуг.
14. Поясните, какие технико-эксплуатационные показатели использования подвижного состава оказывают большее воздействие на себестоимость автомобильных перевозок и почему. Приведите примеры.
В рыночной экономике цена представляет собой количество денег, уплачиваемых или получаемых за единицу товара или услуги. В условиях рынка действует множество цен на товары, работы и услуги. В зависимости от способа установления и назначения принято различать такие виды цен, как номинальные, средние, контрактные, мировые, паритетные, справочные, прейскурантные, оптовые, розничные, скользящие, временные, постоянные, корпоративные, государственные, рыночные и т.д.
Наиболее сложным в обосновании цены на свою продукцию является для предприятия правильное определение её основных слагаемых. Во-первых, всякие издержки на единицу продукции при заданной технологии и организации производства зависят главным образом от объема производства. Во-вторых, всегда нужно знать, как определить на планируемый период нормальную прибыль. В-третьих, как оптимизировать соотношение планируемых объемов производства и уровня расчетных цен. В-четвертых, как наиболее полно можно учесть действия внешних рыночных условий или существующей конкуренции на величину планируемых цен.
Тарифами называются цены на продукцию транспорта. Каждый вид транспорта имеет свои тарифы. Тарифы на транспортную продукцию строятся на тех же принципах, что и цены других отраслей.
В рыночных условиях тарифы на автотранспортные услуги могут колебаться в значительных пределах. Колебание происходит под воздействием многих факторов, часть которых не всегда поддается учету. Подход к определению цены-тарифа, тарифная политика АТП и ее особенности в том или ином обслуживаемом сегменте рынка определяются стоящими перед АТП задачами и намеченными путями их решения. На практике все множество способов установления тарифов можно свести к трем взаимосвязанным методам, ориентированным на:
- себестоимость;
- спрос;
- конкурентов.
В рыночных условиях все эти три метода ценообразования взаимосвязаны и дополняют друг друга.
1. Установление тарифа по себестоимости – наиболее простой и часто употребляемый метод. К расчетной себестоимости автотранспортной услуги добавляется некоторая величина прибыли, которая, по мнению производителя услуги, является достаточным стимулом для эффективной работы. Но успех на рынке зависит не только от себестоимости производства и реализации продукции (работ, услуг), но и от того, когда, где, как, в каком количестве и ассортименте автотранспортные услуги будут предложены потребителю.
Этот метод незаменим при определении возможной нижней границы тарифа и часто реализуется при работе на напряженных, монополизированных рынках. При применении других методов ценообразования этот метод может служить важным ориентиром-дополнением к ним.
2. При определении тарифов, ориентированных на спрос, учитывается соотношение спроса и предложения. Тариф определяется на основе рыночной информации о конъюнктуре рынка. Тариф, уравновешивающий спрос и предложение, может быть определен по формуле
Тспр = Собщ(1+R)Q/П,
где Тспр – тариф, уравновешивающий спрос и предложение услуг; Собщ – себестоимость услуги; R – средняя необходимая норма рентабельности услуг; Q – уровень спроса на данный вид услуг; П – уровень предложения на данный вид услуг.
Величина спроса и предложения услуг может входить в формулу (5.4.) как в стоимостном, так и в натуральном измерении, а норма рентабельности услуг – в стоимостном измерении.
Из приведенной формулы следует, что если спрос будет расти и превышать рост предложения, то тариф Тспр будет повышаться, расти и, наоборот, если предложение будет превышать спрос, то тариф будет снижаться, что вполне естественно для рыночных условий.
Определение Тспр носит скорее не практический, а иллюстративный характер, так как в формуле не учитывается эластичность спроса по цене. На практике сопоставление тарифов Тспр с предполагаемыми в действительности на рынке тарифами позволяет прогнозировать возможную напряженность взаимоотношений производителей и потребителей услуг, дефицитность отдельных видов услуг, уровень качества обслуживания.
Этот метод применим на немонополизированных, слабо напряженных рынках при отсутствующем или слабом госрегулировании цен.
3. Установление тарифов с ориентацией на конкурентов – это определение АТП тарифов на основе уровня текущих цен. Величину тарифов АТП устанавливает, ориентируясь на тарифы конкурентов в зависимости от качества своих услуг, своих целевых установок и финансово-экономического положения АТП. Отсюда и тарифы могут быть на уровне, выше или ниже уровня тарифов основных конкурентов. Метод отличается широкой популярностью при работе АТП на насыщенном рынке, когда несколько АТП оказывают аналогичные услуги. Этот метод используется и в том случае, когда за основу взят другой метод ценообразования.
Таким образом, при разработке договорных тарифов выдерживаются принципы обеспечения возмещения расходов АТП на осуществление перевозок и достаточного уровня рентабельности. Снижению договорных тарифов способствует фактор конкуренции. Договорной тариф как элемент рынка определяет равновесие между спросом и предложением.
В обобщенном виде тариф, руб./ед. определяется по формуле
,
где С – себестоимость перевозок (работ, услуг), руб.; R – норма прибыли или рентабельность в денежном выражении, руб.; Q – объем реализованной продукции (т, ткм, а-ч, км, услуги), единиц.
Таким образом, тарифные ставки могут устанавливаться на тонну перевезенного груза, тонно-километр, километр пробега, час работы автомобиля или комбинацию этих показателей.
Выбор вида тарифа определяется условиями перевозок грузов и объемом перевозок.
Таблица 3.11
Характеристика тарифов автомобильного транспорта (грузового)
Тип тарифа | Краткая характеристика тарифов |
1. Сдельные тарифы на перевозку грузов | Предусматривают оплату груза за фактическую массу в зависимости от расстояния перевозки и класса груза |
2. Сдельные тарифы в междугороднем и межреспубликанском сообщении | Предусматривают оплату груза за фактическую массу в зависимости от расстояния перевозки и класса груза |
3. Исключительные тарифы | На перевозку массовых навалочных грузов автомобилями- самосвалами |
4. Тарифы на перевозку грузов мелкими отправками | Предусматривают плату за перевозку отправкой до 5 т |
5. Повременные тарифы | Предусматривают оплату за час работы грузового автомобиля и за каждый километр пробега в зависимости от его грузоподъемности |
6. Тарифы из покиломет-рового расчета | Определяются в зависимости от грузоподъемности автомобиля (автопоезда) за каждый километр пробега |
7. Тарифы за экспедиционные и другие услуги: - погрузочно-разгрузочные работы; - складские операции | Предусматривают оплату за дополнительные услуги (кроме собственно перевозки), осуществляемые автотранспортными предприятиями |
Сдельные тарифы рекомендуется применять при хорошем использовании подвижного состава по грузоподъемности, пробегу, времени в наряде в целях повышения производительности труда, когда и водитель, и АТП заинтересованы, чтобы за смену делалось больше рейсов.
Сдельный тариф за тонну рекомендуется применять при массовых перевозках грузов на небольшие расстояния (до 50 км – в условиях городских и пригородных перевозок).
Сдельный тариф за тонно-километр целесообразно применять, когда расстояние перевозки более 50 км, т.е. при внутриобластных и междугородных перевозках.
Тариф за километр применяют, когда осуществляются не перевозки груза, а перемещение самих транспортных средств (подача, возврат, перегон для работы вне места постоянного пребывания, порожний пробег по объективным причинам). Иногда АТП применяют сдельный покилометровый тариф и при междугородных перевозках в целях упрощения расчетов с клиентурой.