IV этап - этап современного развития

В 1958 вышла работа «Среда, наследственность и вопрос «как»» американской исследовательницы А.Анастази. Она сыграла важную роль в оформлении самой постановки вопроса: от бытовавшего ранее стремления (хотя не всегда четко формулируемого) выяснить, что в психике человека от наследственности, а что – от среды, Анастази предложила перейти к вопросу о том, как взаимодействуют эти два фактора в формировании тех или иных психологических функций.

Биологической теорией для объяснения полученных свидетельств наследуемости послужила теория пангенезиса Дарвина. Согласно ей, человек, как и любой живой организм, состоит из бесчисленного количества независимых частиц – геммул, которые управляются исключительно естественным сродством друг с другом, что и определяет строение живущей формы.

I ЭТАП - 1865 – 1900 гг.

Эта теория вначале не была принята. Была слитная теория – если человек высокий или низкий – потомство среднее. Наследственное вещество – кровь, отсюда чистокровный, полукровка.

Начало психогенетики как науки об этиологии индивидуальных различий больше всего связано с именем английского ученого Ф.Гальтона, двоюродного брата Ч.Дарвина, разносторонне образованного человека. В 1865 год у (в том же году, когда Г.Мендель в Брюннском обществе естествоиспытателей доложил об открытых им законах наследственности) он опубликовал статью «Наследственный талант и характер», положившую начало серии работ по наследственности у человека. А в 1869 вышла в свет книга Гальтона «Наследственный гений: исследование его законов и последствий». В этой книге он пытался решить проблему наследуемости одаренности, анализируя родословные выдающихся деятелей науки, юриспруденции, спорта, военного дела, искусства и т.д. с помощью генеалогического метода психогенетики.

Выделив три степени даровитости и одновременно использовав экзаменационные оценки, полученные поступавшими в Королевскую военную коллегию, он применил к этому материалу уже существовавший тогда закон Кетле «закон уклонения от средних величин».

Результаты:

- люди выдающейся даровитости по отношению к посредственности стоят настолько же высоко, насколько идиоты стоят ниже ее. Мало людей сильно одаренных и слабоумных – в основном одинаковое количество

– снижение числа даровитых со снижением степени родства. Это Гальтон констатировал вполне отчетливо, как доказательство наследственной природы таланта.

Проблема наследственности стала центральной в научных интересах Гальтона. В 1876 год – статья «История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания», утверждавшая метод близнецов в психогенетике. В статье обсуждаются и вопросы биологии многоплодия, близнецовый метод генетики, и полученные с его помощью данные о роли природы и воспитания в формировании индивидуальных особенностей людей. К тому времени уже существовали гипотетические представления о том, что близнецы бывают двух типов моно- и дизиготные. Гальтону эти работы были, очевидно, неизвестны, и он самостоятельно сформулировал гипотезу о том, что слово «близнецы» объединяются двумя совсем разными феноменами: развитие детей из разных или из одного яйца. Т.е речь идет о монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ) близнецах. Факт их существования Гальтон и использовал, впервые в науке, как метод для оценки влияния природы и воспитания.

В 1884 году в Лондоне проходила международная выставка. Гальтон открыл там антропометрическую лабораторию за год проведены измерения у 93337 человек – первое массовое исследование. Он измеряет:

- конституциональные параметры (рост, вес, пропорции)

- сенсомоторные (время реакций на визуальные и звуковые стимулы, острота зрения и слуха)

По каждому параметру им были получены три показателя: низкий, средний, высокий.

Полученные данные могут математически:

1. Определить межиндивидуальную вариативность - закон распределения Гауса - базовая описательная статистика, позволяющая сравнивать группы.

2. рассмотреть взаимосвязь между характеристиками при помощи коэффициента корреляции (Гальтона и его ученики). Коэффициент корреляции позволяет посмотреть взаимовлияние. Изменяется от -1 до 1. если = 1, то ранговые места совпадают – человек, имеющий большой рост имеет и большой вес. Если –1, то чем ниже рост, тем больше вес – нет соответствия рангов, нет взаимосвязи.

3. Факторный анализ – путем математической процедуры можно попытаться вычленить некие факторы, которые мы не измеряем, но которые могут влиять на измеряемые параметры (факторы). Сведение всех характеристик к некоторым факторам (меньшему количеству) – определение ведущего фактора, лежащего в основе черты характера.

Евгеника – наука о рождении лучшего, соотношение науки и этики, метод искусственной селекции человека (Гальтон). Делится на:

1. Позитивную (Гальтон) – больше помощи бракам, дающим ценное для общества потомство.

2. Негативное (Флоренский) – создавать препятствия для браков, дающих дефектное потомство. Очерк Флоренского «Усовершенствование и вырождение человеческого рода» - подбор супруга д.б. сознательным, если дефекту противопоставить нормальность – можем избавиться от дефекта.

Евгеника как социальная программа – если информированность человека о генетических дефектах, то он, возможно, не захочет оставлять большое больное потомство. В начале прошлого века Евгеника претерпевает деформацию: в 24г. – эмиграционный закон об ограничении въезда латинцев в штате Индиана, закон о стерилизации шизофреников, алкоголиков… (33-е г. – Германия). Далее геноцид евреев, русских, поляков. В этом проявлении в Евгенике ничего не остается от изначальной идеи.

Все эти работы позволили В.Томпсону и Г.Уайльду утверждать, что Ф.Гальтон с большим правом, чем кто-либо другой, может быть назван основателем генетики поведения, а его работы вместе с работой Дарвина отнесены ими к I этапу развития генетики поведения.

II этап – до конца 30-х годов XX века характеризуется успехами в методологии психогенетического исследования. Основное:

1. Появление надежных способов диагностики зиготности близнецов, благодаря чему стало возможным оформление современного близнецового метода как сопоставления моно – и дизиготных пар.

2. Развитие статистических способов оценки сходства между родственниками, в частности появление корреляции К.Пирсона. Когда речи идет не об альтернативном признаке (например, шестипалости у людей), а о количественном, т.е. о таком, который присущ всем членам популяции, только с разной степенью выраженности (например, баллы IQ), возможность количественно оценить сходство и различие в парах людей с разной степенью родства приобретает решающее значение. Корреляции Пирсона, а затем работы Фишера и Райта обеспечили решение этой задачи.

Их работы вместе с работами Гальтона положили начало генетики количественных признаков (биометрической генетики), предполагающей решение генетических проблем вариационно-статистическими методами. Это был важный момент в истории генетики поведения, ибо нормальные поведенческие признаки, контролируемые большим числом генов, просто не могли изучаться в рамках менделевской генетики, имевшей дело с качественными, альтернативными признаками.

Немецкий психогенетик Х. Фон Браккен отметил еще один методический успех того периода – появление метода сравнения раздельно выросших монозиготных близнецов (своеобразного «критического эксперимента» психогенетики).

III этап – до конца 60-х годов XX века. Этап накопления имперических данных.

На третьем этапе проводились генетические исследования интеллекта и разных форм умственных дефектов и психиатрических заболеваний, интенсивно изучалась генетика поведения животных.

По мере интенсификации исследований не только накапливаются позитивные знания, но и обнаруживаются ограничения экспериментальных математических методов, противоречия в эмпирическом материале, появляются новые объекты изучения. Последние десятилетия в психогенетике ознаменовались и строгим выявлением дефектов некоторых методов (например, близнецового) и серьезной экспериментальной проверкой этих сомнений. Доминировавший интерес к психогенетическому исследованию интеллекта, постепенно вытесняется изучением изменчивости других характеристик индивидуальности: когнитивных стилей, особенностей темперамента и личности, психофизиологических признаков, а главное – генетических и средовых детерминант индивидуального развития.

Средовые условия понимаются широко, зависит от того с точки зрения какой науки рассматриваются. В психогенетике – все типы средовых влияний: и психологическое, и экономическое и т.д. есть среда, делающая людей внутри семьи похожими и не похожими друг на друга:

1. Общая среда – те типы влияний, которые одинаковы для членов одинаковых пар родственников.

Для семьи общая среда – социально-экономический статус семьи. Для детей – общее отношение родителей к детям, школа (если она общая для обоих) и т.д.

2. Индивидуальная среда – типы среды, которые различны у разных членов одной семьи. Если девочка и мальчик – у родителей разные требования, ожидания к ним, разный возраст, разные друзья и т.д. Если монозиготные близнецы – влиянием среды будет и отношение друг к другу.

Формируются новые методы, совершенствуется статистический аппарат, создаются общие модели влияния на различных людей.

Пятый этап (начиная с 90-х годов ХХ века по настоящий момент) совпадает с интенсивной разработкой проекта "Геном человека". Преобладающим направлением исследований является геномное, включающее поиск конкретных генов, связанных с регуляцией поведенческих характеристик ("поведенческая геномика"). Большое внимание уделяется также возможности коррекции генетических нарушений с помощью средовых воздействий ("средовая инженерия"). Современный этап развития психогенетики требует параллельного решения многих юридических, этических и социальных вопросов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: