по контактным напряжениям
(проверка на отсутствие усталостного выкрашивания поверхностей зубьев)
Под действием циклической силы Fn в месте контакта 2-х зубьев возникают циклические контактные напряжения
, которые могут быть причиной усталостного выкрашивания поверхностей зубьев.

и
- радиусы кривизны зубьев в точке контакта.
Для проверки усталостной прочности зубьев прямозубой цилиндрической передачи по контактным напряжениям используют зависимость:

где
- вращающий момент на ведомом валу проектируемой передачи;
- ширина ведомого зубчатого колеса;
- допускаемое контактное напряжение для материала ведомого зубчатого колеса (зависит от материала и вида термообработки);
- коэффициент нагрузки при расчете по контактным напряжениям.
Расчет на контактную прочность проводят для зубчатого колеса, т.к. его материал, как правило, менее прочный, чем у шестерни.
Если действующие значения
значительно больше допускаемых
(перегрузка более 5%), необходимо предпринять одно из следующих действий:
- увеличить ширину зубчатого колеса (
),
- увеличить межосевое расстояние передачи
,
- выбрать более прочный материал.
Проектный расчет по контактным напряжениям
При проектном расчете определяются межосевое расстояние
, модуль
, число зубьев
и др. геометрические параметры.
Межосевое расстояние определяют по формуле:

Полученное расчетное значение межосевого расстояния
округляют до стандартного значения
.
Выбор модуля и числа зубьев можно произвести 3 методами:
1. По ГОСТу

Полученное расчетное значение модуля
округляют до стандартного
.


2. Задаем предварительное значение числа зубьев ведущей шестерни
:
;
;
.
3. Модуль определяем из расчёта усталостной прочности зубьев по напряжениям изгиба (см. предыдущий раздел).