Способы безналичных расчетов

Расчеты по инкассо.

Расчеты чеками.

Расчеты с помощью аккредитивов.

Расчеты платежными поручениями.

Классификация безналичных расчетов.

Принципы организации безналичных расчетов.

ТЕМА 4. БЕЗНАЛИЧНЫЙ ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ

Нормативные и законодательные акты:

1. 1. Гражданский кодекс (часть 2): ФЗ от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ.

2. О безналичных расчетах в Российской Федерации: Положение от 3.10.2002 г. № 2-П (в ред. указания ЦБ РФ от 2.05.2007 г. № 1823-У).

- 1 -

Безналичное обращение – это изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета в виде чеков, пластиковых карточек, электронных средств платежа и других расчетных документов.

На Центральный банк РФ как главный регулирующий орган платежной системы возложены обязанности по установлению правил, сроков и стандартов осуществления расчетов с соблюдением следующих принципов их организации:

1. Правовой режим осуществления расчетов и платежей.

2. Осуществление расчетов по банковским счетам, которые должны быть у получателя, поставщика и плательщика.

3. Обеспечение ликвидности и платежеспособности участников расчетных отношений.

4. Наличие согласия (акцепта) плательщика на платеж.

5. Контроль субъектов расчетных отношений за своевременностью и правильностью совершения расчетов.

6. Срочность платежа.

При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность).

Согласно ГК при недостаточности денежных средств на счете их списание осуществляется в следующей очередности:

- в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

- во вторую очередь производится списание по исполнительным документам для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

- в третью очередь производится списание по платежным документам для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;

- в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

- в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

- в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

- 2 -

Безналичные расчеты классифицируются по ряду признаков:

1. По экономическому содержанию они делятся на расчеты по товарным операциям и расчеты по нетоварным операциям (финансовым обязательствам) – платежи в бюджет, возврат банковских ссуд и уплата % за пользование ими и др.

2. В зависимости от местонахождения участвующих в рас-четах сторон различают одногородние (местные) и иногородние расчеты.

3. В зависимости о места платежа безналичные расчеты подразделяются на расчеты, производимые по месту нахождения покупателя, и расчеты, производимые по месту нахождения поставщика.

4. По способу платежа расчеты делятся на 2 группы: расчеты, осуществляемые путем перевода денег со счета плательщика на счет покупателя, и расчеты, основанные на зачете взаимных требований.

5. В зависимости от сферы функционирования различают расчеты в финансовом и нефинансовом секторах экономики.

- 3 -

Расчеты платежными поручениями – самая распространенная форма безналичных расчетов в РФ.

Платежное поручение представляет собой распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Возможности применения в расчетах платежных поручений многообразны. Они используются при расчетах за товары и услуги, уплате арендных платежей, а также платежей транспортным, коммунальным и бытовым предприятиям. Кроме того, платежные поручения используются в расчетах по нетоварным операциям: для платежей в бюджет и внебюджетные фонды, погашения банковских ссуд, приобретения ценных бумаг, уплаты пени, штрафов, неустоек и др.

1 – поставка товара.

2 – покупатель выписывает платежное поручение своему банку.

3 – банк списывает деньги со счета покупателя.

4 – банк покупателя переводит деньги в банк поставщика.

5 – зачисление денег на счет поставщика.

6 – банк поставщика сообщает своему клиенту о зачислении денег на счет.

Платежное поручение действует в течение 10 дней, не считая дня выписки.

По договоренности сторон платежи поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. Срочный платеж совершается:

– при авансовых платежах, т.е. до отгрузки товара;

– после отгрузки товара, т.е. путем прямого акцепта товара;

– при частичных платежах при крупных сделках.

Досрочный и отсроченный платежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

- 4 -

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива.

Различают следующие виды аккредитивов:

1) Покрытый (депонированный) – банк-эмитент при открытии аккредитива перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение банка- поставщика на весь срок действия обязательств банка-эмитента.

2) Непокрытый (гарантированный) открывается при установлении между банками корреспондентских отношений путем предоставления права банку поставщика списывать всю сумму аккредитива с ведущегося для него счета банка-эмитента, т.е. платежи поставщику гарантирует банк.

3) Отзывной может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком.

4) Безотзывной не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика.

1 – заключение договора с указанием аккредитивной формы расчетов.

2 – заявление на открытие аккредитива.

3 – выписка из расчетного счета об открытии аккредитива.

4 – извещение об открытии аккредитива и перевод суммы аккредитива.

5 – сообщение поставщику условий аккредитива.

6 – отгрузка поставщиком продукции в соответствии с условиями аккредитива.

7 – передача поставщиком в банк всех документов, необходимых для использования суммы аккредитива.

8 – извещение об использовании аккредитива.

9 – выписка из расчетного счета о зачислении платежа за счет аккредитива.

10 – сообщение банка покупателя своему клиенту об использовании аккредитива.

В настоящее время в РФ аккредитивы используются редко.

- 5 -

Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Чекодателем является лицо (юр. или физ.), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодержатель – физ. или юр. лицо, в пользу которого выдан чек. Плательщик – это банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Чек передается плательщиком (чекодателем) минуя банк, непосредственно получателю платежа (чекодержателю) в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в банк для оплаты. Чек должен быть предъявлен к оплате в учреждение банка в течение 10 дней, не считая дня его выдачи.

В отечественной практике чек оплачивается банком за счет средств, депонированных чекодателем на отдельном счете. Данный вариант получил название «Расчеты чеками из лимитированной чековой книжки».

В РФ запрещены расчеты чеками между физическими лицами.

 

 
 
1 – заявление о выдаче чековой книжки.

2 – банк списывает сумму лимита лимитированной чековой книжки.

3 – получение покупателем чековой книжки.

4 – поставка товара.

5 – оплата товара чеком.

6 – предъявление чека к оплате.

7 – зачисление денег.

- 6 -

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.

Расчеты в порядке инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом или в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится в бесспорном порядке.

Платежное требование представляет собой расчетный документ содержащий требование кредитора – получателя средств по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

Оплата этого документа плательщиком должна быть произведена с его акцепта (согласия). Количество дней для акцепта устанавливается договором. Если в платежном требовании срок для акцепта не указан, то сроком для акцепта считаются 5 рабочих дней. Акцепт платежного требования либо отказ от акцепта (полный или частичный) оформляется заявлением об акцепте, отказе от акцепта.

Без акцепта оплачиваются платежные требования:

- предприятий ТЭК;

- коммунальных, энергетических и водопроводно-канализационных предприятий;

- предприятий связи.

Инкассовая форма также используется для бесспорного списания средств с помощью инкассового поручения, она применяется:

- в случаях, когда бесспорный порядок взыскания установлен законодательством, в том числе денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

- для взыскания по исполнительным документам судебных и арбитражных органов;

- если банку предоставляется это право по договору.


1 – поставка товара.

2 – выписка платежного требования и предъявление его в банк на инкассо.

3 – пересылка платежного требования в банк плательщика.

4 – информирование своего клиента о поступлении платежного требования.

5 – покупатель акцептует платежное требование.

6 – банк списывает деньги со счета покупателя.

7 – перевод денег.

8 – зачисление денег на счет поставщика.

9 – информирование своего клиента о зачислении денег на счет.

- 7 -

Плановые платежи (расчеты по открытому счету) применяются в тех случаях, когда поставки продукции носят равномерный и систематический характер. В основном, они осуществляются с помощью платежных поручений. Их сущность заключается в том, что покупатель дает в банк поручение, по которому ежедневно или 1 раз в 3-5 дней производится перечисление на счет поставщика определенной суммы денег. Сумма платежа определяется на основании месячного плана поставки и частоты завоза продукции. В установленные сроки, не реже 1 раза в месяц, поставщик и покупатель уточняют результаты в соответствии с фактическим отпуском продукции.

Клиринг (зачет взаимных требований) – это способ безналичных расчетов, основанный на зачете взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары, услуги, ценные бумаги и др.

Концентрация платежей при клиринге позволяет значительно сократить сумму взаимной задолженности, достичь экономии платежных средств, расширить сферу безналичных расчетов и облегчить управление ими.

Клиринги могут быть постоянно действующими и разовыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: