Факторы, влияющие на результат коммерческой деятельности

Успех коммерческой деятельности торгового предприятия зависит от ряда факторов. Их можно разделить на две группы: вне­шние и внутренние факторы.

Внешние факторы. Как любое предприятие, торговое предприятие представляет собой открытую систему, подверженную влиянию многочисленных внешних факторов. Вся совокупность вне­шних факторов изображена на рис. 1.1.

 
 


Рис. 1.1. Внешние факторы, влияющие на деятельность торгового предприятия

Покупатели, поставщики, конкуренты, акционеры, законы и государство, банки, ярмарки, выставки и биржи — это факторы прямого воздействия. Они непосредственно влияют на деятельность предприятия.

Существование предприятия непосредственно зависит от покупателей. При этом следует иметь в виду обоюдное воздействие покупателей и предприятия. С одной стороны, покупатели создают спрос на определенные товары, торговое предприятие должно удовлетворять требованиям покупателей по ассортименту, ценам и качеству товаров. С другой стороны, предприятие должно создавать рынок, используя для этого те же инструменты: ассортимент, качество товаров, качество обслуживания, уровень цен, а также рекламу и т. п.

Взаимоотношения с поставщиками во многом определяются видом реализуемого товара. Большую роль здесь играет не только ассортимент и качество товаров, но и такие факторы, как сроки и условия поставки товара, порядок расчетов за товар, наличие скидок и многие другие. Кроме товара предприятию для успешного функционирования необходимы энергетические и трудовые ресурсы.

Конкуренция имеет место не только на рынке сбыта продукции, но и при закупке товаров, найме работников, на рынке информационных услуг. Взаимоотношения с конкурентами могут строиться различным образом: например, путем вытеснения конкурентов, договоренности, раздела сфер влияния, поддержки од­ного конкурента в целях «уничтожения» другого.

Воздействие государственных органов власти (в том числе местных), а также законов проявляется в налоговой политике, регулировании цен, установлении правил продажи различных товаров, вопросах размещения предприятия, при регистрации вновь созданных предприятий, найме работников, определении мини­мального размера оплаты труда и т. д.

Если предприятие имеет организационную форму акционерного общества, то высшим органом управления является общее собрание акционеров, наделенное широкими правами принимать решения по разным вопросам: от внесения изменений в устав предприятия до распределения прибыли.

Роль банков заключается в предоставлении кредитов, организации безналичных расчетов между предприятиями и др.

Биржи, ярмарки и выставки служат источником информации о товарах, ценах, поставщиках, покупателях, а также местом для заключения контрактов на продажу товаров.

Остальные факторы являются факторами косвенного воздействия. Особенность их состоит в том, что они влияют на предприятия через факторы прямого воздействия. Так, научно-технический прогресс (НТП) приводит к появлению новых това­ров, новых видов оборудования, влияет на стоимость трудовых ресурсов (требует более высокой квалификации работников). Значительно выросло влияние экономических факторов, что отражается на взаимоотношениях с покупателями, поставщиками и конкурентами. Социальные и культурные традиции являются одним из важных факторов в формировании спроса на товары.

Внутренние факторы.

Внутреннюю среду предприятия формируют его ресурсы. Различают материальные, финансовые, трудовые, информационные и инвестиционные ресурсы.

К материальным ресурсам относятся основные фонды предприятия, товарные запасы, а также часть оборотных средств, вложения в малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. К финансовым ресурсам относятся денежные средства предприятия. Они могут быть вложены в материальные ресурсы или находиться на расчетном счете или кассе предприятия. Трудовые ресурсы – это персонал предприятия. Важнейшую роль в настоящее время играют информационные ресурсы, т.е. вся информация, содержащаяся в документах предприятия, а также знания и опыт сотрудников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: