Успех коммерческой деятельности торгового предприятия зависит от ряда факторов. Их можно разделить на две группы: внешние и внутренние факторы.
Внешние факторы. Как любое предприятие, торговое предприятие представляет собой открытую систему, подверженную влиянию многочисленных внешних факторов. Вся совокупность внешних факторов изображена на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Внешние факторы, влияющие на деятельность торгового предприятия
Покупатели, поставщики, конкуренты, акционеры, законы и государство, банки, ярмарки, выставки и биржи — это факторы прямого воздействия. Они непосредственно влияют на деятельность предприятия.
Существование предприятия непосредственно зависит от покупателей. При этом следует иметь в виду обоюдное воздействие покупателей и предприятия. С одной стороны, покупатели создают спрос на определенные товары, торговое предприятие должно удовлетворять требованиям покупателей по ассортименту, ценам и качеству товаров. С другой стороны, предприятие должно создавать рынок, используя для этого те же инструменты: ассортимент, качество товаров, качество обслуживания, уровень цен, а также рекламу и т. п.
|
|
Взаимоотношения с поставщиками во многом определяются видом реализуемого товара. Большую роль здесь играет не только ассортимент и качество товаров, но и такие факторы, как сроки и условия поставки товара, порядок расчетов за товар, наличие скидок и многие другие. Кроме товара предприятию для успешного функционирования необходимы энергетические и трудовые ресурсы.
Конкуренция имеет место не только на рынке сбыта продукции, но и при закупке товаров, найме работников, на рынке информационных услуг. Взаимоотношения с конкурентами могут строиться различным образом: например, путем вытеснения конкурентов, договоренности, раздела сфер влияния, поддержки одного конкурента в целях «уничтожения» другого.
Воздействие государственных органов власти (в том числе местных), а также законов проявляется в налоговой политике, регулировании цен, установлении правил продажи различных товаров, вопросах размещения предприятия, при регистрации вновь созданных предприятий, найме работников, определении минимального размера оплаты труда и т. д.
Если предприятие имеет организационную форму акционерного общества, то высшим органом управления является общее собрание акционеров, наделенное широкими правами принимать решения по разным вопросам: от внесения изменений в устав предприятия до распределения прибыли.
Роль банков заключается в предоставлении кредитов, организации безналичных расчетов между предприятиями и др.
|
|
Биржи, ярмарки и выставки служат источником информации о товарах, ценах, поставщиках, покупателях, а также местом для заключения контрактов на продажу товаров.
Остальные факторы являются факторами косвенного воздействия. Особенность их состоит в том, что они влияют на предприятия через факторы прямого воздействия. Так, научно-технический прогресс (НТП) приводит к появлению новых товаров, новых видов оборудования, влияет на стоимость трудовых ресурсов (требует более высокой квалификации работников). Значительно выросло влияние экономических факторов, что отражается на взаимоотношениях с покупателями, поставщиками и конкурентами. Социальные и культурные традиции являются одним из важных факторов в формировании спроса на товары.
Внутренние факторы.
Внутреннюю среду предприятия формируют его ресурсы. Различают материальные, финансовые, трудовые, информационные и инвестиционные ресурсы.
К материальным ресурсам относятся основные фонды предприятия, товарные запасы, а также часть оборотных средств, вложения в малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. К финансовым ресурсам относятся денежные средства предприятия. Они могут быть вложены в материальные ресурсы или находиться на расчетном счете или кассе предприятия. Трудовые ресурсы – это персонал предприятия. Важнейшую роль в настоящее время играют информационные ресурсы, т.е. вся информация, содержащаяся в документах предприятия, а также знания и опыт сотрудников.