Факторы прямого воздействия

Разные организации действуют в различных специфических усло­виях. Для большинства организаций внешними факторами, повы­шающими степень неопределенности среды, выступают

поставщики,

потребители,

конкуренты,

законы и правительственные органы,

контактные аудитории.

Таблица 2 Факторы внешней среды прямого воздействия

Факторы среды Показатели фактора микросреды
1. Поставщики (вход системы) интегральный показатель качества поступающего сырья и материалов интегральный показатель качества комплектующих, запчастей интегральный показатель качества информации, поступающей в организацию интегральный показатель качества подготовки специалистов, поступающих на предприятие условия займов и взаиморасчетов, страхование деятельности организации
2. Потребители (выход системы) тенденции изменения круга потребностей основных потребителей товара прогноз изменения параметров рынка по объему и ассортименту товаров прогноз изменения доходов потребителей
3. Конкуренты анализ качества, цен и конкурентоспособности товаров конкурентов анализ организационно-технического уровня производства основных конкурентов прогнозирование рыночной стратегии основных конкурентов
4. Контактные аудитории анализ отношения к предприятию и его товару финансовых кругов региона, СМИ, государственных учреждений, общественных организаций и т.д.
Факторы среды Показатели фактора микросреды
5. Маркетинговые посредники анализ структуры и стратегии торговых посредников и уточнение совместно с ними стратегии маркетинга продвижения товара анализ цен на услуги посреднических организаций
6. Законодательные органы анализ влияния ставок налогов, таможенных пошлин, квот, лицензий и др. показателей на работу организации прогнозирование изменений в налоговом законодательстве региона формирование банка данных по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности

Поставщики. К этой категории внешней среды обычно относят экономических субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими, информационными, финансовыми, трудовыми ресурсами. Поставщики материалов и ком­плектующих изделий, если они обладают большой силой, могут поставить организацию в очень сильную зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков очень важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и потенциал. В первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности: стоимость поставляемого товара, гарантию качества поставляемого товара, временной график поставки товара, пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.

От поставщиков капитала и финансовых ресурсов зависит объем, условия займов и взаиморасчетов, страхование деятельности органи­зации и т.п. В качестве потенциальных инвесторов рассматривают: банки, страховые компании, программы государственных учреждений по предоставлению займов, акционеров и частных лиц. Организация должна изучать рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на нем кадров необходимой специальности и квалификации, уровня образования, возраста, пола и т.п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы явля­ется анализ политики профсоюзов, имеющих влияние на этом рынке, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силы.

Потребители. Организации существуют для того, чтобы удовле­творять потребности клиентов. Последние несут в себе потенциальную неопределенность для организации, поскольку их вкусы со временем меняются и им может разонравиться та или иная услуга или продук­ция. Одни компании в большей степени испытывают эту неопределенность, другие в меньшей. Изучение покупателей позволяет организации точнее определить, какой продукт в наибольшей степени будет принят покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.

Важное значение приобретают в современных условиях различные ассоциации и объединения потребителей, оказывающих влияние не только на спрос, но и имидж фирмы. Учет потребителей как фактора внешней среды предполагает не только прогнозирование, но и формирование вкусов и предпочтений потребителей с целью «создать потребителя». Проблема заключается в идентификации потребителя, т.е. в четком представлении о структуре потребностей «своего клиента». Ситуация осложняется тем, что на первый план в сфере реализации как предметов потребления, так и промышленной продукции выходят дилеры (агенты и распространители).

Конкуренты. Во многих случаях не потребители, а конкуренты определяют, какой товар и по какой цене можно продавать. У любой организации, даже монополиста, есть хотя бы один конкурент. Конкурирующие фирмы стремятся вытеснить друг друга с рынка и считают своей победой достижение такой цели. Даже внутри организаций (чаще многопрофильных, выпускающих широкий ассортимент продукции) может быть конкуренция. Для коммерческой фирмы первой задачей является определение своих конкурентов.

Очень большой конкурентной силой обладают производители замещающей продукции. Для того чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны фирм, производящих замещающий продукт, организа­ция должна иметь в себе достаточный потенциал, чтобы перейти к созданию продукта нового типа.

Наряду с борьбой за рынки сбыта возрастает конкуренция за сырьевые рынки, трудовые ресурсы, капитал, право использования научно-технических нововведений. Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются также и те фирмы, которые могут войти на рынок. Об этом важно помнить и заранее создавать барьеры на пути вхождения потенциальных «пришельцев». Такими барьерами могут быть углубленная специализация в производстве продукта, низкие издержки за счет экономии от большого объема производства, контроль над каналами распределения, использование локальных особенностей, дающих преимущество в конкуренции, и т.п.

Законы и государственные органы. Каждая организация имеет конкретный правовой статус, определяющий ее права и обязанности перед государством и местными органами управления. В рыночной экономике государство оказывает на организацию косвенное влияние посредством фискальной и денежно-кредитной политики, а также прямое — через законодательные акты. Анализ правового регулирования отношений дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Важное значение имеют такие аспекты правовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и процессуальная сторона практической реализации законодательства.

Контактные аудитории. Менеджеры организаций должны учитывать существование в обществе определенных групп, которые пытаются влиять на деятельность организаций, например средства массовой информации, общества потребителей, общества защитников природы и окружающей среды и т.п. Данные группы воздействия оказывают существенное влияние на формирование благоприятного или неблагоприятного облика организации. Задача менеджеров состоит в формировании политики взаимодействия с контактными аудиториями для удачного решения этических проблем, не наносящих ущерб самой ор­ганизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: