Виды рынков инноваций

Совокупность всех рынков инно­ваций, расчлененных на отдельные элементы на основе раз­нообразных критериев, образует систему рынков инноваций, обладающую весьма богатой и сложной структурой. Так, по объектам (как критерию) можно выделить следующие рынки инноваций:

– рынок новых потребительских товаров (продуктовых ин­новаций);

– новых инжиниринговых и консалтинговых услуг;

– научно-технических работников;

– инновационных управляющих (организационно-управлен­ческих нововведений);

– новых средств производства (технических и технологичес­ких инноваций);

– финансовых инноваций;

– венчурного капитала;

– малых инновационных предприятий;

– интеллектуальных продуктов (патентов, ноу-хау, лицензий на новшества и нововведения);

– научно-технической информации;

– инновационных инвестиций.

Потребительский рынок инноваций включает рынки но­вых продовольственных и промышленных товаров, новых бытовых, коммунальных, транспортных услуг, а также новых услуг культуры, образования, здравоохранения. На этом рынке в наибольшей степени проявляются колебания спроса и пред­ложения, инфляция; он оказывает непосредственное влияние на благосостояние нации.

Рынок новых средств производства, в свою очередь, подразделяется на рынки новой техники, материалов и сырья, технологий. Центральным звеном этих рынков является ры­нок новых технологий, которые в технологическом процессе производства соединяют в определенных комбинациях все новые средства производства. Именно эти рынки оказывают непосредственное влияние на обновление материально-техни­ческой базы экономики, формируют ее постиндустриальный облик благодаря новым высоким технологиям. Конкуренто­способность промышленности напрямую зависит от уровня развития этих рынков.

Рынок научно-технических работников в нашей стране ра­нее в принципе не существовал из-за жесткого закрепления работников на определенных закрытых территориях, где осу­ществлялись военные НИОКР, происходило научно-техничес­кое развитие оборонной промышленности. В прошлом такая рабочая сила не была объектом свободной купли-продажи в связи с ее плановым распределением, внеэкономическим принуждением к труду и государственными тарифами оплаты труда, отсутствием свободной системы найма и увольнений. Формирование этого рынка предполагает признание за каждым научно-техническим работником права свободно продавать свою рабочую силу по собственному выбору, желанию и ры­ночной цене на основе контракта между данным работником и нанимателем. Развитие этого рынка должно обеспечить до­стойный уровень оплаты труда работникам, которые непосред­ственно осуществляют научно-технический прогресс в рамках рыночной экономики.

В России доминирование предложения незаконченных инноваций из-за деградации опытно-экспериментальной и проектной-конструкторской базы отразилось на структуре рынка персонала, занятого исследованиями и разработками. Рынок инновационных инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в которой объектом рыночных отношений являются капиталовложения в нововведения, как правило, в инновационные проекты, которые без инвестиций не могут быть реализованы. В отличие от других инвестиционных ресурсов они являются высокорискованными, поэтому для минимизации инвестиционно-инновационных рисков эти инвестиции требуют специальных новых финансово-страховых услуг Тем самым происходит формирование рынка финансо­вых нововведений.

Рынок венчурного капитала является разновидностью рын­ка ценных бумаг, на котором с помощью эмиссии проектных акций и облигаций осуществляют финансирование нововведе­ний в малых инновационных фирмах (венчурах). До сих пор данный ранок практически не существует в России, хотя его пытаются создать иностранные инвесторы с помощью разно­образных внебюджетных фондов рискового капитала.

Рынок научно-технической информации – это особый рынок инноваций, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, электронные носители информации, электронные базы данных, различного рода реклама инноваций и великое множество другой информации о новшествах и видов инновационной деятельности. Такой рынок у нас уже существует. Однако если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и продукт интеллектуальный, т.е. научную, культурную, духовную, образовательную продукцию, то подобный рынок только формируется. Определенное рас­пространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ. Этот рынок формирует информационное обеспечение инновационной деятельности, без чего невоз­можно общественное восприятие большинства инноваций из-за их наукоемкости.

Рынок патентов, «ноу-хау», лицензий на новшества и нововведения является внутренней разновидностью рынка научно-технической информации и рынка интеллектуальных продуктов одновременно. Объектом купли и продажи здесь служат «ноу-хау», патентные и беспатентные лицензии на пе­редачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Этот рынок представляет собой торговлю новыми технологиями по особым отношениям присвоения интеллекту­альной собственности. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили ли­цензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением «ноу-хау» (ин­формации, содержащей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченной патентной защитой: спецификаций, формул, рецептур, доку­ментации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.). Данный рынок тесно связан с рынком консультационных и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.

Рынок инновационных управляющих (организационно-управленческих нововведений) также является особой разновидностью рынка инноваций. Без формирования этого рынка невозможно поддерживать эффективность организации и управления инновациями, проводить реорганизацию или реструктуризацию компаний для оживления эффективной инновационной деятельности. Данный рынок включает в себя рынок управленческих консультационных услуг и рынок наемных управляющих (менеджеров по контракту найма). В нашей стране этот рынок только получает развитие в рамках антикризисного управления, когда инновации играют роль антикризисного развития.

На самом высоком уровне развития рынка инноваций появляется рынок малых инновационных предприятий, когда данные предприятия становятся товаром в процессах выделения, поглощения мелких внешних венчуров и реструктуризации крупных компаний за счет них. Без этого рынка крупные ин­новационные компании не решились бы поддерживать малое венчурное предпринимательство по высокорискованным инновационным проектам, малое предпринимательство не получило бы такого широкого развития в зарубежных странах, венчурное предпринимательство было бы невозможным целом. В России этот рынок необходим для формирования взаимовыгодного партнерства между крупными и мелкими предприятиями, когда успешное инновационное развитие малых предприятий развивает крупный бизнес, а успешное инновационное развитие крупного предприятия поддерживает инновационную деятельность группы малых фирм.

По субъектам (как критерию) система рынков инноваций делится на рынки покупателей новшеств; продавцов нововведений; государственных заказов, контрактов, тендеров на осуществление НИОКР; промежуточных продавцов – посредников инноваций; венчурных инвесторов; учредителей инновационных компаний (инновационных грюндеров).

На рынке покупателей новшеств инновационное предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта новых товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному новому товару. Здесь существует жесткая конкуренция производителей и торговцев новшествами за обладание предпочтениями потребителей этих новшеств, что характерно для современных развитых рынков инноваций, к сожалению, не характерно для рынка инноваций в России. Несмотря на отсутствие в нашей стране такого рынка, не­обходимо в перспективе ориентироваться на формирование рынка покупателей за счет стимулирования конкурентного предложения новшеств и увеличения платежеспособности потребителей новых товаров.

Рынок продавцов нововведений характеризуется значитель­ным превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество новых товаров и услуг, качеству уде­ляется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается вовсе, все продает­ся сразу, так как конкуренция между производителями ново­введений слабая, а товарный ассортимент новшеств беден. Торговля новыми товарами работает по принципу: «Бери, что дают!» Таков наш современный рынок инноваций из-за нераз­витости эффективной конкуренции, конкурентоспособного по качеству и цене производства новых товаров и развитого инновационного монополизма.

Рынок государственных заказов, контрактов, тендеров на осуществление НИОКР включает совокупность актов купли-продажи государственными инновационными организациями на конкурсной, контрактной основе и через госзаказы результа­тов НИОКР, имеющих важнейшее значение для национального развития. При этом государственные органы могут закупать или арендовать новые товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по стимулированию инновационного развития экономики. Данный рынок в деформированном виде уже давно существовал в рамках госзаказа на осуществление военных НИОКР, только неплатежи со стороны правитель­ственных органов по выполненным заказам его постоянно разрушают. Поэтому очень важно, чтобы правительство об­ладало стабильной платежеспособностью по своим денежным обязательствам в отношении выполненных заказов, поскольку этим обеспечивается стабильное функционирование государ­ственного рынка инноваций. При этом правительство должно противодействовать грубому одностороннему лоббированию выгодных условий заказа на НИОКР со стороны предприятий за счет стимулирования эффективной конкуренции при органи­зации тендеров на конкурсной основе, заботясь о качественном выполнении условий заказов.

Рынок промежуточных продавцов инноваций выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих новые товары для перепродажи или сдачи в аренду другим потребителям с выгодой для себя. Данный рынок тоже давно существует, но до сих пор деформирован монополизмом инновационных продавцов-посредников. Кро­ме того, внутри этого рынка формируется рынок лизинговых услуг по новому технологическому оборудованию, что обеспе­чивает капиталосберегающий эффект в отношении освоения капиталоемких нововведений.

Рынок венчурных инвесторов и тесно связанный с ним ры­нок учредителей инновационных компаний (инновационных грюндеров) только начинают формироваться в нашей стране, причем благодаря не столько национальным, сколько ино­странным инвесторам. Без усиления доминирующих позиций национальных инвесторов-учредителей (при вспомогательной роли представителей иностранного венчурного капитала) невозможно широкое развитие данных рынков в России. Это означает, что правительство должно поддержать нацио­нальных инновационных инвесторов-учредителей с помощью формирования благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере.

По общественному разделению труда можно выделить следующие виды рынков инноваций: местный, региональный, национальный рынки, мировой рынок. В России отсутствует единство внутреннего рынка инноваций, он распался на локальные (местные и региональные) рынки из-за центробежных сил и территориальных монополий на новшества и нововведения, которые сформировались на жалких остатках и отдельных элементах территориальных научно-производственных комплексов. Нам еще предстоит интегрироваться в мировой рынок инноваций, который представляет собой не только совокупность национальных рынков инноваций различных государств, экономические связи между которыми определены международной торговлей новыми товарами, но и качественно новый уровень рынка инноваций. Пока же Россия связана с мировым рынком инноваций в основном утечкой интеллекта.

Классифицировать рынок инноваций можно и по другим критериям. Так, по уровню насыщения рынок инноваций может быть равновесным, дефицитным, избыточным. На практике встречаются рыки с устойчивым и неустойчивым равновесием. В России существует рынок инноваций с неустойчивым равновесием, который чаще всего трансформируется от случайного равновесия в сторону дефицита предложения законченных разработок новшеств и эффективных нововведений и дефицита платежеспособного спроса на них. Поэтому у нас существует дефицитный рынок инноваций, а в развитых странах – дефицитный рынок псевдоноваций. Кроме того, в развитых странах поддерживается рынок инноваций с устойчивым равновесием, который от неравновесия спроса и предложения чаще переходит к стабильному уровню равновесия за счет эффективной конкуренции и развитой рыночной инфраструктуры. Избыточный рынок инноваций существует во всех развитых странах, он специально поддерживается, чтобы существовала многовариантность инновационного развития экономики. В России же существует избыточный рынок псевдоинноваций и ретроноваций.

По степени зрелости рынок инноваций может быть неразвитым, развитым, формирующимся. У нас в целом рынок инноваций неразвитый, хотя рынки научно-технической информации, интеллектуальных продуктов, инжиниринговых и консалтинговых услуг, промежуточных продавцов-посредников инноваций активно формируются. Практически уже сформирован рынок продавцов внутри страны для экспорта инноваций за рубеж в порядке утечки интеллекта, что негативно отражается на инновационно-технологической безопасности страны,

По степени ограниченности конкуренции рынок инноваций бывает свободным, монополистическим, олигополистическим, смешанным. В России пока существует монополистический рынок инноваций, в то время как в развитых странах сформи­рован олигополистический и смешанный рынок инноваций с государственной поддержкой эффективной конкуренции.

По соответствию действующему законодательству рынок инноваций существует как легальный рынок и нелегальный («черный» и «серый»). В России практически отсутствует легальный рынок инноваций, а существует нелегальный при доминировании «серого» рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: