Тема 23 Особенности российского рынка инноваций

ЛЕКЦИЯ 23

Рынок иннова­ций в России развивается в обстоятельствах, в которых пред­приниматели не свободно выбирают создаваемые новшества и нововведения, а стараются получить их из прошлых накоп­ленных запасов устаревших результатов НИОКР. Это позво­ляет выделить специфические условия становления рынка инноваций в России. Для современной модели рыночного хозяйствования в ин­новационной сфере России характерны следующие специфи­ческие закономерности:

1.максимальная приватизация без перехода интеллектуаль­ной и промышленной собственности к эффективным иннова­ционным управляющим;

2. полузакрытость рынков инноваций из-за монопольных барьеров входа и выхода;

3. низкий уровень развития инфраструктуры рынка инно­ваций, в частности неразвитая система методов финансово-бюджетного регулирования инновационной активности;

4.слабый, неустойчивый экономический рост при низкой инвестиционно-инновационной активности в потребитель­ском и экспортоориентированном сырьевом секторах промыш­ленности на фоне стагнации активности в других секторах.

В целом платежеспособный спрос на рынке инноваций в пашей стране остается очень низким, несмотря на рост и воз­никновение новых потребностей у российских потребителей, которые могут быть удовлетворены только за счет инноваций. Кроме того, у нас существует крайне большой разрыв между платежеспособным спросом и потребностями в отношении инноваций, причем последние огромны. На российский рынок инноваций «вынесена» крайне малая платежеспособная по­требность в нововведениях, практически отсутствует эффектив­ный спрос на инновации. Из-за низкой платежеспособности спрос на инновации не конкретен, так как не ориентирован на покупку определенного нового товара или услуги.

Если различать платежеспособный спрос на новые фак­торы производства и на новые предметы потребления, то последний более выражен и преобладает, что отражает более низкую платежеспособность производственных предприятий в отношении высоких цен на новые инвестиционные това­ры. При этом действительный спрос на инновации (реально предъявляемый спрос на новые товары и услуги) значительно превосходит реализованный (часть действительного спроса, которая реализована на рынке инноваций в купленных новых товарах и услугах) из-за высокой доли неудовлетворенного спроса на нововведения (нереализованной части действитель­ного спроса ввиду отсутствия нужных и приемлемых по цене и качеству новых товаров, несоответствия ассортимента и качества требованиям покупателей).

Неудовлетворенный спрос на инновации в нашей стране приобретает самые различные формы: скрытый, явный, текущий, мобильный и накопленный. Без внедрения новых пере­довых технологий и при использовании одних продуктовых нововведений со скрытой псевдоновизной неудовлетворенный спрос на инновации все больше становится явным и накоп­ленным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: