ЛЕКЦИЯ 23
Рынок инноваций в России развивается в обстоятельствах, в которых предприниматели не свободно выбирают создаваемые новшества и нововведения, а стараются получить их из прошлых накопленных запасов устаревших результатов НИОКР. Это позволяет выделить специфические условия становления рынка инноваций в России. Для современной модели рыночного хозяйствования в инновационной сфере России характерны следующие специфические закономерности:
1.максимальная приватизация без перехода интеллектуальной и промышленной собственности к эффективным инновационным управляющим;
2. полузакрытость рынков инноваций из-за монопольных барьеров входа и выхода;
3. низкий уровень развития инфраструктуры рынка инноваций, в частности неразвитая система методов финансово-бюджетного регулирования инновационной активности;
4.слабый, неустойчивый экономический рост при низкой инвестиционно-инновационной активности в потребительском и экспортоориентированном сырьевом секторах промышленности на фоне стагнации активности в других секторах.
|
|
В целом платежеспособный спрос на рынке инноваций в пашей стране остается очень низким, несмотря на рост и возникновение новых потребностей у российских потребителей, которые могут быть удовлетворены только за счет инноваций. Кроме того, у нас существует крайне большой разрыв между платежеспособным спросом и потребностями в отношении инноваций, причем последние огромны. На российский рынок инноваций «вынесена» крайне малая платежеспособная потребность в нововведениях, практически отсутствует эффективный спрос на инновации. Из-за низкой платежеспособности спрос на инновации не конкретен, так как не ориентирован на покупку определенного нового товара или услуги.
Если различать платежеспособный спрос на новые факторы производства и на новые предметы потребления, то последний более выражен и преобладает, что отражает более низкую платежеспособность производственных предприятий в отношении высоких цен на новые инвестиционные товары. При этом действительный спрос на инновации (реально предъявляемый спрос на новые товары и услуги) значительно превосходит реализованный (часть действительного спроса, которая реализована на рынке инноваций в купленных новых товарах и услугах) из-за высокой доли неудовлетворенного спроса на нововведения (нереализованной части действительного спроса ввиду отсутствия нужных и приемлемых по цене и качеству новых товаров, несоответствия ассортимента и качества требованиям покупателей).
Неудовлетворенный спрос на инновации в нашей стране приобретает самые различные формы: скрытый, явный, текущий, мобильный и накопленный. Без внедрения новых передовых технологий и при использовании одних продуктовых нововведений со скрытой псевдоновизной неудовлетворенный спрос на инновации все больше становится явным и накопленным.