Право на обращение в суд конкретных субъектов предпринимательской деятельности (право на предъявление иска) возникает только после принятия сторонами мер по непосредственному урегулированию спора в претензионном порядке.
Предъявляя претензию, один хозяйствующий субъект указывает другому на совершенные им неправомерные действия (бездействие), которые нарушают его права и ущемляют законные интересы. Сторона договора требует от контрагента устранения в добровольном порядке выявленных нарушений, ссылаясь на нормативные правовые акты, положения заключенного договора и фактические обстоятельства дела. В этом суть любой претензии, и если нарушитель добровольно удовлетворяет заявленную претензию, тогда отпадает необходимость обращения в суд.
Следовательно, смысл претензионного порядка заключается в возможности нахождения самими сторонами наиболее оптимального решения, обеспечивающего взаимный учет общих интересов.
Претензионный порядок позволяет:
- в случае возникновения хозяйственного спора самим сторонам принять решение, примиряющее их интересы;
|
|
- каждой из сторон предложить возможные пути разрешения конфликта;
- установить круг принципиальных разногласий, подлежащих разрешению юрисдикционным органом.
К числу задач, решаемых в результате претензионной работы, относятся:
1) восстановление нарушенных прав и защита законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
2) выявление причин и условий, вызывающих неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств и других нарушений;
3) предупреждение нарушений норм законодательства и положений заключенного договора;
4) возмещение причиненного ущерба потерпевшей стороне за счет виновных лиц.
Претензионная работа направлена на устранение или предупреждение отрицательных последствий, тормозящих или мешающих осуществлению предпринимательской деятельности, и ее можно рассматривать в качестве одного из способов защиты прав и законных интересов предпринимателей. С помощью предъявления претензий к своим контрагентам по поводу нарушенных договорных обязательств, предприниматель защищает свои законные права, требует восстановления нарушенных прав, ограждает свои имущественные и неимущественные интересы.
Говоря о претензионном порядке урегулирования хозяйственных споров необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует какой-либо нормативный акт, устанавливающий правила предъявления претензий, единые для всех предпринимателей. Поэтому, не считая тех случаев, когда претензионное производство специально предусматривается для отдельных правоотношений ГК РК или нормами тех или иных уставов (например, Временного устава железных дорог), претензионный порядок практически не регламентирован и отдан на усмотрение сторон.