Порядок урегулирования споров на основе предъявления претензий

Право на обращение в суд конкретных субъектов предприниматель­ской деятельности (право на предъявление иска) возникает только после принятия сторонами мер по непосредственному урегулированию спора в претензионном порядке.

Предъявляя претензию, один хозяйствующий субъект указывает дру­гому на совершенные им неправомерные действия (бездействие), которые нарушают его права и ущемляют законные интересы. Сторона договора требует от контрагента устранения в добровольном порядке выявленных нарушений, ссылаясь на нормативные правовые акты, положения заклю­ченного договора и фактические обстоятельства дела. В этом суть любой претензии, и если нарушитель добровольно удовлетворяет заявленную претензию, тогда отпадает необходимость обращения в суд.

Следовательно, смысл претензионного порядка заключается в воз­можности нахождения самими сторонами наиболее оптимального реше­ния, обеспечивающего взаимный учет общих интересов.

Претензионный порядок позволяет:

- в случае возникновения хозяйственного спора самим сторонам принять решение, примиряющее их интересы;

- каждой из сторон предложить возможные пути разрешения кон­фликта;

- установить круг принципиальных разногласий, подлежащих раз­решению юрисдикционным органом.

К числу задач, решаемых в результате претензионной работы, от­носятся:

1) восстановление нарушенных прав и защита законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

2) выявление причин и условий, вызывающих неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств и других наруше­ний;

3) предупреждение нарушений норм законодательства и положений заключенного договора;

4) возмещение причиненного ущерба потерпевшей стороне за счет виновных лиц.

Претензионная работа направлена на устранение или предупреж­дение отрицательных последствий, тормозящих или мешающих осущест­влению предпринимательской деятельности, и ее можно рассматривать в качестве одного из способов защиты прав и законных интересов пред­принимателей. С помощью предъявления претензий к своим контрагентам по поводу нарушенных договорных обязательств, предприниматель защи­щает свои законные права, требует восстановления нарушенных прав, огра­ждает свои имущественные и неимущественные интересы.

Говоря о претензионном порядке урегулирования хозяйственных споров необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует какой-либо нормативный акт, устанавливающий правила предъявления претензий, единые для всех предпринимателей. Поэтому, не считая тех случаев, когда претензионное производство специально предусматривает­ся для отдельных правоотношений ГК РК или нормами тех или иных уста­вов (например, Временного устава железных дорог), претензионный поря­док практически не регламентирован и отдан на усмотрение сторон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: