СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буров В.П., Ломакин А.Л., Морошкин В.А. Бизнес-план фирмы. Теория и практика: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 192с.
2. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. – М: Финансы и статистика. 2000. – 208с.
3. Зайцев Н.Л. Экономика организации: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство “Экзамен”,2004 – 624с.
4. Котлер Ф.,Основы маркетинга: Пер. с англ. – М.: “Бизнес-книга”, “ИМА - Кросс”,1995. – 702с.
5. Пелих А.С., Кизилова Т.Г., Пронченко А.Г. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: “Ось-89”,2004. – 96с.
6. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 304с.
7. Экономика организации (предприятия): Учебник / под. ред. Сафронова Н.А. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005. – 618с.
8. Экономика предприятия: Учебник / Под. ред. Волкова О.И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 520с.
9. Экономика: учебник / под ред. Булатова А.С. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005. – 831с.
10. Экономика фирмы: Учебник для вузов / Под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 461с.
[1] Котлер Ф.,Основы маркетинга: Пер.с англ. – М.: “Бизнес-книга”, “ИМА - Кросс”,1995. – С. 241.
[2] Экономика: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. Булатова А. С. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005. – С. 105.
[3] Экономика предприятия: Учебник / Под. ред. проф. Волкова О. И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 431.
[4] Буров В.П., Ломакин А. Л., Морошкин В. А. Бизнес-план фирмы. Теория и практика: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 116.
[5] Экономика организации (предприятия): Учебник / под. ред. Сафронова Н. А. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005. – С. 257.
[6] Буров В.П., Ломакин А. Л., Морошкин В. А. Бизнес-план фирмы. Теория и практика: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 130.
[7] Экономика предприятия: Учебник / Под. ред. проф. Волкова О. И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 455.
[8] Буров В.П., Ломакин А. Л., Морошкин В. А. Бизнес-план фирмы. Теория и практика: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 156.
[9] Приведенные в приложении таблицы взяты из Буров В.П., Ломакин А. Л., Морошкин В. А. Бизнес-план фирмы. Теория и практика: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005.
* Для акционерного общества – после выплаты дивидендов.
[10] Котлер Ф.,Основы маркетинга: Пер.с англ. – М.: “Бизнес-книга”, “ИМА - Кросс”,1995. – С. 364.
Здравоохранение представляет собой особую сферу деятельности по обеспечению конституционного права граждан на получение качественной медицинской помощи.
В соответствии с номенклатурой все учреждения здравоохранения сгруппированы в 3 крупных блока:
· лечебно-профилактические;
· учреждения санитарно-эпидимиологической службы;
· аптечные учреждения.
Финансирование указанных учреждений в РФ осуществляется в рамках бюджетно-страховой модели, когда в одних случаях оплата медицинских услуг осуществляется за счет бюджетов, а в других - за счет бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Расходы бюджетов на здравоохранение учитываются по 9 разделу бюджетной классификации «Здравоохранение, физическая культура и спорт». За счет средств федерального бюджета предоставляется следующая медицинская помощь: специализированная, в.т.ч. высокотехнологичная, оказываемая в федеральных специализированных медицинских учреждениях; финансирование национального проекта»Здоровье»;, организация и обеспечение госанэпидемнадзора.
Расходы бюджетов субъектов РФ – обеспечение медицинских организаций субъектов РФ лекарствами, изделиями медицинского назначения, санитарно-авиационная медицинская помощь.
Расходы местных бюджетов - скорая медицинская помощь, первичная медицинская помощь в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных организациях. Расходы на указанные учреждения и мероприятия планируются на основе сметы. В настоящее время осуществляется переход на нормативно-подушевое финансирование в здравоохранении, однако в большинстве учреждений сохранена прежняя система планирования расходов, которое базируется на составлении сметы.
Составление индивидуальной сметы медицинского учреждения начинается с расчета оперативно-сетевых показателей среднегодового количества коек, количества койко-дней, среднегодового числа должностей медицинского и административно-хозяйственного персонала, количества поликлинических посещений и других показателей, характеризующих объем работы каждого подразделения.
Используются следующие показатели планирования расходов на здравоохранение:
1) по амбулаторно-поликлинической помощи — число врачебных посещений в поликлинике, консультации и помощь на дому, приходящиеся на одного жителя в год (примерно 12 посещений в год);
2) по стационарной помощи: количество – количество койко-мест, занятость больничной койки в году:
где Im — число проведенных койко-дней по m -й специальности;
Дm — показатель числа дней использования койки в году не т-й специальности;
Кm — среднегодовое количество коек по т -й специальности. Оборачиваемость койки характеризует величину среднего числа больных по каждой больничной койке в течение года:
где Pm — среднее пребывание больного на койке.
Среднее использование больничных коек в год Д зависит от среднедневного количества больных N или от мощности больницы:
где tm — среднее время простоя койки в год по m -й специальности.
В основе расчета расходов на содержание стационара лежит показатель среднегодового количества коек, который в зависимости от сроков развертывания новых коек определяется по формуле:
где Кср — среднегодовое количество коек;
Кн — количество коек на начало года;
Кк — количество коек на конец года;
п — число месяцев функционирования вновь развернутых коек.
Общие расходы на здравоохранение определяются следующим образом.
1. Определяется величина фонда заработной платы по больницам и стационарам, в зависимости от среднегодового количества коек и средней заработной платы на одну койку в год:
где ФЗП г — годовой фонд заработной платы;
ЗПк — средняя заработная плата на одну койку в год.
2. Определяются расходы на медикаменты (в нормативном порядке), а также расходы на канцелярские и хозяйственные расходы (по нормативам на одну койку в год).
Итоговая сумма расходов на медикаменты состоит из суммы расходов на медикаменты и расходов на бесплатную и льготную выдачу медикаментов по больницам:
где Р М — расходы на медикаменты в стационарах;
Np — норма расходов на медикаменты;
К д — количество койко-дней;
где С р — общая сумма расходов на медикаменты;
P м — расходы на медикаменты в стационарах;
Рбл — расходы на бесплатную (льготную) выдачу медикаментов.
Аналогично определяется сумма канцелярских и хозяйственных расходов:
где С к — сумма канцелярских и хозяйственных расходов;
N p — норма расходов на одну койку в год.
3. Определяется норма расходов на питание на одну койку в год:
где N p — норма расходов на питание на одну койку в год;
Ч д — число дней функционирования койки в год;
N д — норма расходов на питание на одну койку в день.
Сумма расходов на питание определяется по формуле:
где С р — сумма расходов на питание;
N p — норма расходов на питание на одну койку в год;
K ср — среднегодовое количество коек.
4. Определяется количество койко-дней по больницам и диспансерам по формуле:
где К кд — количество койко-дней;
Ч к — число дней функционирования койки в год;
К ср — среднегодовое количество коек.
5. Расходы на мягкий инвентарь определяются по формуле:
где Р м.ирасходы на мягкий инвентарь;
Р д.н.к – расходы на дооборудование новых коек;
Р д.к – расходы на оборудование прежних коек.
При этом используется расчет прироста коек, который обеспечивается по формуле:
где П к — прирост коек за год;
К к — количество коек на конец года;
К н — количество коек на начало года.
6. Расходы на дооборудование новых коек определяется так:
где Р д.н.к — расходы на дооборудование новых коек,
Р д.н.к – норма расходов на дооборудование одной новой койки.
7. Далее определяется свод расходов проекта бюджета района по больницам и диспансерам:
где С р — сумма расходов по больницам и диспансерам;
ФЗП — фонд заработной платы (ФЗП) медицинских работников и административно-хозяйственного персонала;
Н фзп — начисления на ФЗП (вместо упраздненного ЕСН)
С р.м — общая сумма расходов на медикаменты;
С р.к — сумма канцелярских и хозяйственных расходов;
С р.п — сумма расходов на питание;
С р.ми — сумма расходов на мягкий инвентарь.
К бюджетным ассигнованиям медицинские учреждения вправе привлекать средства, полученные в ходе оказания платных медицинских услуг, в том числе по договорам добровольного медицинского страхования.
Итог сметы — свод затрат по всем статьям расходов.
При составлении сметы медицинского учреждения используются материалы экономического анализа исполнения смет за предшествующие один-три года. Выводы по материалам анализа позволяют уточнить размеры отдельных расходов, некоторые расчетные нормы, выявить динамику показателей и установить влияние различных факторов на отклонения по статьям сметы расходов. При условии инфляционного роста размер показателей может корректироваться на коэффициент инфляционных ожиданий по согласованию с вышестоящими органами управления здравоохранением.