Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи

ДОЗН

Госудасртвенное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБОУ СПО «КОМК»)

 

СБОРНИК

КЛИНИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060501 «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»

 

 

 

 

Г.Кемерово 2012 г.

Задачи по оказанию доврачебной помощи при неотложных состояниях

 

ЗАДАЧА № 1

Медсестру ночью вызвали в палату к больному, у которого при каждом кашлевом толчке выделялась алая пенистая кровь.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте постановку пузыря со льдом на грудную клетку.

Эталоны ответов

1. У пациента возникло легочное кровотечение, о чём свидетельствует выделение алой пенистой крови при кашле.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а). вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б). придать больному полусидячее положение с целью профилактики аспирации кровью и мокротой;

в). обеспечить физический и психический покой для создания эмоционального комфорта;

г). положить на грудь пузырь со льдом с целью сужения сосудов и уменьшения их кровенаполнения;

д). давать больному глотать кусочки льда;

е). наложить жгуты на конечности - создание депо венозной крови;

ж). приготовить к приходу врача кровоостанавливающие препараты:

- 10% р-р кальция хлорида;

- 10% р-р глюконата кальция;

- 1% р-р викасола;

- 5% р-р аминокапроновой кислоты;

- 10% р-р желатиноля;

з). приготовить все необходимое для определения группы крови;

и). выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует применение пузыря со льдом в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.

 

ЗАДАЧА № 2

После инъекции инсулина пациент сахарным диабетом пожаловался на резкую слабость, чувство голода, потливость, дрожь.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте введение 20 мл 40% глюкозы в/в на муляже.

Эталоны ответов

1. У пациента развилось гипогликемическое состояние после введения инсулина, возможно в результате передозировки инсулина или несвоевременного приема пищи после инъекции.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а). вызвать врача, так как состояние больного при гипогликемии может быстро и резко ухудшиться;

б). срочно дать больному 2-3 кусочка сахара или сладкий чай, конфету для повышения уровня глюкозы в крови;

в). при потере сознания срочно струйно ввести по назначению врача 40-80 мл 40% р-ра глюкозы в/в;

г). осуществлять контроль за состоянием пациента: пульс, АД, ЧДД;

д). обеспечить контроль уровня глюкозы в крови и моче;

е). выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует технику в/в введения глюкозы на муляже в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.

 

ЗАДАЧА № 3

Медсестру вызвали к соседу, которого ужалили пчёлы. Пострадавший отмечает боль, жжение в местах укусов, затрудненное дыхание, слабость, тошноту, отечность лица, повышение температуры.

Объективно: Состояние средней степени тяжести. Лицо лунообразное за счет нарастающих плотных, белых отеков. Глазные щели узкие. Температура 39ºС, пульс 96 уд/мин, ритмичный, АД 130/80 мм рт. ст., ЧДД 22 в мин.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Соберите противошоковый набор.

Эталоны ответов

1. У пациента в результате множественных укусов пчёл развилась аллергическая реакция отек Квинке.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а). вызвать скорую помощь для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б). обнаружить жало и удалить его вместе с ядовитым мешочком с целью уменьшения распространения яда в тканях;

в). приложить холод на место укуса (мера, препятствующая распространению яда в ткани;

г). обильное питье с целью дезинтоксикации;

д). следить за состоянием пациента, осуществляя контроль за АД, пульсом, температурой, ЧДД, диурезом;

е). выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует знания и применение противошокового набора.

ЗАДАЧА № 4

В терапевтическом отделении пациент, страдающий гипертонической болезнью, пожаловался медсестре на то, что у него появилась одышка, чувство “нехватки воздуха”, кашель с выделением розовой пенистой мокроты.

При осмотре: состояние тяжелое. Кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника. Дыхание шумное, клокочущее, изо рта выделяется розовая пенистая мокрота, ЧДД 35 в мин. Тоны сердца глухие, пульс 120 в мин, АД 210/110 мм рт. ст.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте технику подачи кислорода с пеногасителем.

Эталоны ответов

1. У пациента на фоне гипертонического криза (АД 210/110) развилась острая левожелудочковая недостаточность (отёк легкого), о чём свидетельствуют одышка, шумное клокочущее дыхание, кашель с розовой пенистой мокротой.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а). вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б). создать полусидячее положение с опущенными ногами для уменьшения притока венозной крови к сердцу, обеспечить абсолютный покой, освободить от стесняющей одежды для улучшения условий дыхания;

в). очистить ротовую полость от пены и слизи, с целью удаления механических препятствий прохождению воздуха;

г). обеспечить ингаляцию увлажненного кислорода с пеногасителем с целью улучшения условий оксигенации;

д). наложить венозные жгуты на конечности с целью уменьшения объема циркулирующей крови;

е). поставить грелки и горчичники к ногам на область голени с отвлекающей целью;

ж). обеспечить контроль за состоянием пациента (АД, пульс, ЧДД);

з). приготовить к приходу врача: гипотензивные препараты, мочегонные средства, наркотические анальгетики, нитраты.

и). выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует технику подачи кислорода с пеногасителем в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.

 

ЗАДАЧА № 5

В гастроэнтерологическом отделении у больного с язвенной болезнью желудка внезапно возникли резкая слабость, головокружение, рвота “кофейной гущей”.

Объективно: Кожные покровы бледные, влажные, пульс 120уд/мин малого наполнения и напряжения, АД 90/60 мм рт. ст., живот при пальпации мягкий, болезненный.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте технику в/в введения 10% - 10 мл раствора хлорида кальция.

Эталоны ответов

1. У больного с язвенной болезнью желудка развилось желудочное кровотечение, которое можно предположить на основании субъективных данных: слабости, головокружения и объективных данных: бледности и влажности кожных покровов, снижение АД (90/60), рвоты цвета “кофейной гущи”.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а). вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б). пациента уложить: на бок или на спину, повернуть голову на бок (для предупреждения возможной аспирации рвотными массами) и поставить рядом лоток для рвотных масс;

в). запретить прием пищи, воды, лечебных препаратов;

г). положить пузырь со льдом на эпигастральную область с целью уменьшения кровенаполнения сосудов;

д). следить за состоянием пациента, контролируя АД, пульс, ЧДД;

е). к приходу врача приготовить: шприцы, кровоостанавливающие препараты (5% р-р аминокапроновой кислоты, 1% р-р викасола, 10% р-р хлорида или глюконата кальция);

ж). приготовить необходимое оснащение для определения группы крови;

з). выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует технику в/в введения 10% - 10 мл р-ра хлорида кальция в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.

 

ЗАДАЧА № 6

Постовую медсестру вызвали в палату. Со слов окружающих больной резко встал, почувствовал слабость, головокружение, потемнение в глазах. 5 дней назад был прооперирован по поводу язвенной болезни желудка, осложненной кровотечением.

Объективно: сознание сохранено, кожные покровы бледные, холодный пот. Пульс 96 уд/мин, слабого наполнения. АД 80/40 мм рт. ст., дыхание не затруднено, ЧДД 24 в минуту.

Задания

1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной доврачебной помощи с аргументацией каждого этапа.

3. Продемонстрируйте технику измерения АД.

Эталоны ответов

1. В результате быстрого перехода из горизонтального положения в вертикальное у больного развился ортостатический коллапс.

Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:

бледность кожных покровов, холодный пот;

частый пульс (96 уд/мин), слабого наполнения, низкое АД (80/40 мм рт. ст.);

учащенное, не затрудненное дыхание (24 уд/мин).

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а). вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской неотложной помощи;

б). обеспечить полный покой, придать горизонтальное положение больному в постели без подголовника с несколько приподнятым ножным концом, с целью улучшения притока крови к головному мозгу;

в). для купирования гипоксии обеспечить доступ свежего воздуха или ингаляцию кислорода;

г). для согревания больного укрыть одеялом, приложить грелки к конечностям;

д). до прихода врача следить за состоянием больного, измеряя АД, ЧДД, пульс;

е). к приходу врача приготовить препараты:

- 10% р-р кофеина;

- 10% р-р кордиамина

ж). выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует технику измерения АД в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.

 

ЗАДАЧА № 7

В терапевтическом отделении больной, 42 лет, предъявляет жалобы на внезапно развившийся приступ удушья. Больной сидит, опираясь руками о края кровати, грудная клетка в состоянии максимального вдоха, лицо цианотичное, выражает испуг, ЧДД 38 в мин. Одышка экспираторного характера, на расстоянии слышны сухие свистящие хрипы.

Задания

1. Определите и обоснуйте неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3.Продемонстрируйте технику использования карманного дозированного ингалятора.

Эталоны ответов

1. У пациента приступ бронхиальной астмы на основании удушья, характерного вынужденного положения, экспираторной одышки, ЧДД 38 в мин, сухих свистящих хрипов, слышных на расстоянии.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а). вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б). расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха;

в). провести ингаляцию кислорода для улучшения оксигенации;

г). при наличии у пациента карманного дозированного ингалятора организовать прием препарата (1-2 вдоха) сальбутамола, беротека и др. для снятия спазма гладкой мускулатуры бронхов;

д). приготовить к приходу врача для оказания неотложной помощи:

- бронходилататоры: 2,4% р-р эуфиллина;

- антигистаминные препараты: 1% р-р тавегила, 2% р-р супрастина, 2,5% р-р пипольфена;

- гормональные препараты: преднизолон, гидрокортизон;

е) выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует правила пользования карманным дозированным ингалятором в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.

 

ЗАДАЧА № 8

К медсестре здравпункта завода обратился мужчина. У него внезапно после физической нагрузки появились резкие боли в поясничной области справа с иррадиацией в паховую область, половые органы, мочеиспускание участилось, стало болезненным, малыми порциями. В анамнезе мочекаменная болезнь.

Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы влажные, положительный симптом поколачивания справа, температура 36,30С, пульс 100 уд/мин, ритмичный, АД 130/85 мм рт. ст.

Задания

1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи с аргументацией каждого этапа.

3. Продемонстрируйте технику исследования пульса.

Эталоны ответов

1. У пациента, вследствие физической нагрузки развился приступ почечной колики из-за спазма гладкой мускулатуры мочевых путей и движения камня.

Информация, позволяющая медсестре заподозрить неотложное состояние:

мочекаменная болезнь в анамнезе;

боль в поясничной области с характерной иррадиацией;

положительный симптом поколачивания;

учащенное и болезненное мочеиспускание.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а). вызвать скорую помощь;

б). обеспечить пациенту психический и физический покой с целью создания эмоционального комфорта;

в). положить грелку на поясничную область с целью снятия спазма гладкой мускулатуры мочевыводящих путей;

г). обеспечить наблюдение за пациентом до прибытия врача, периодически измерять АД, пульс, ЧДД;

д). приготовить к приходу врача для неотложной помощи препараты: 2% р-р но-шпы, 0,2% р-р платифиллина, 2% р-р папаверина гидрохлорида, баралгин (с целью обезболивания);

е). выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует технику исследования пульса в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.

 

ЗАДАЧА № 9

Вскоре, после внутримышечного введения пенициллина, больной пожаловался на беспокойство, чувство стеснения в груди, слабость, головокружение, тошноту. АД 80/40 мм рт. ст., пульс 120 уд/мин, слабого наполнения и напряжения.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте технику измерения АД.

Эталоны ответов

1. У пациента в ответ на введение пенициллина развился анафилактический шок, о чем свидетельствует появившееся беспокойство, чувство стеснения в груди, тошнота, снижение АД, тахикардия.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а). прекратить введение пенициллина;

б). срочно вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

в). уложить пациента с приподнятым ножным концом с целью притока крови к головному мозгу;

г). расстегнуть стесняющую одежду и обеспечить доступ свежего воздуха;

д). осуществлять контроль за состояние пациента (АД, ЧДД, пульс);

е). положить на место инъекции пузырь со льдом и обколоть 0,1% р-ром адреналина с целью снижения скорости всасывания аллергена;

ж). приготовить потивошоковый набор;

з). выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует технику измерения АД в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.

 

ЗАДАЧА № 10

У пациента, находящегося на стационарном лечении с диагнозом бронхоэктатическая болезнь, внезапно при кашле появилась алая кровь с примесью пузырьков воздуха.

Объективно: больной бледен, пульс частый, слабого наполнения, 110 уд/мин, АД 90/70 мм рт. ст., он беспокоен, выражает чувство страха смерти.

Задания

1. Определите и обоснуйте неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи с аргументацией каждого этапа.

3. Продемонстрируйте наложение венозных жгутов на конечности.

Эталоны ответов

1. У пациента развилось легочное кровотечение на фоне бронхоэктатической болезни. При кашле появилась алая кровь с пузырьками воздуха.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а). вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б). придать больному возвышенное положение с целью профилактики аспирации крови в дыхательные пути,

в). обеспечить полный физический покой, снять волнение и психическое напряжение с целью создания эмоционального комфорта;

г). положить пузырь со льдом на грудную клетку, давать глотать кусочки льда с целью сужения сосудов и уменьшения их кровенаполнения;

д). обеспечить контроль за состоянием пациента (АД, ЧДД, пульс);

е). приготовить к приходу врача для оказания неотложной помощи:

ж). кровоостанавливающие препараты (10% р-р хлорида кальция, 10% р-р желатиноля, 5% р-р аминокапроновой кислоты, 1% р-р викасола);

з). выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует наложение венозных жгутов на конечности в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.

ЗАДАЧА № 11

К пациенту, находящемуся на стационарном лечении по поводу ИБС, ночью была вызвана медсестра. Пациента в течении 5 минут беспокоят боли за грудиной сжимающего характера, отдающие в левую руку, чувство стеснения в груди.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте технику постановки горчичников.

Эталоны ответов

1. У пациента, страдающего ИБС, возник приступ стенокардии, о чем свидетельствует загрудинная боль сжимающего характера с иррадиацией в левую руку, чувство стеснения в груди.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а). вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б). успокоить пациента, с целью снятия нервного напряжения для создания комфорта;

в). придать пациенту удобное положение сидя в постели;

г). расстегнуть стесняющую одежду;

д). обеспечить доступ свежего воздуха для улучшения оксигенации;

е). поставить горчичники на область сердца с отвлекающей целью;

ж). обеспечить контроль за состоянием пациента (АД, пульс, ЧДД);

з). дать таблетку нитроглицерина или 1 дозу спрея Нитроминт (при АД не ниже 90\60 мм рт.ст. и отсутствии аллергии)под язык с целью уменьшения потребности миокарда в кислороде за счет периферической вазодилатации;

и). выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует технику постановки горчичников в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.

 

ЗАДАЧА № 12

В здравпункт завода обратилась женщина, 50 лет, с жалобами на возникшие резкие боли в правом подреберье, иррадиирующие в правую лопатку и ключицу. Накануне пациентка употребляла жирную пищу. В анамнезе желчнокаменная болезнь.

Задания

1. Определите и обоснуйте вид неотложного состояния.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте на фантоме технику выполнения в/м инъекции.

Эталоны ответов

1. В результате нарушения диеты у больной с желчнокаменной болезнью развился приступ печеночной колики, о чём свидетельствует боль в правом подреберье, иррадиирующая в правую ключицу и лопатку.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а). вызвать скорую помощь для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б). обеспечить психический и физический покой с целью создания эмоционального комфорта;

в). обеспечить наблюдение за больной, осуществляя контроль за АД, пульсом, температурой до прибытия врача;

г). приготовить к приходу врача препараты для оказания неотложной помощи:

- 2% р-р но-шпы;

- 2% р-р папаверина;

- 0,2% р-р платифиллина;

- 0,1% р-р атропина;

- р-р баралгина;

д) выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует на фантоме технику выполнения в/м инъекции в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.

 

ЗАДАЧА № 13

После сдачи экзамена студенты ехали стоя в переполненном автобусе. Вдруг одному из них стало плохо. Он побледнел и упал.

Объективно: сознание отсутствует, кожные покровы бледные, конечности холодные, зрачки узкие на свет не реагируют, пульс нитевидный.

Задания

1. Определите и обоснуйте вид неотложного состояния.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте технику п/к инъекции на фантоме.

Эталоны ответов

1. В результате психоэмоционального перенапряжения, пребывания в душном автобусе у молодого человека возник обморок.

Информация, позволяющая заподозрить медсестре неотложное состояние:

- отсутствие сознания;

- отсутствие реакции зрачков на свет;

- бледность кожные покровов, холодные конечности;

- тахикардия.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а). вынести пациента из автобуса и уложить с несколько приподнятыми ногами для улучшения мозгового кровообращения;

б). вызвать скорую помощь;

в). расстегнуть воротник, расслабить пояс для улучшения дыхания;

г). поднести тампон, смоченный раствором нашатырного спирта к носу, с целью рефлекторного воздействия на ЦНС (при наличии аптечки у водителя);

д). обрызгать холодной водой лицо, похлопать по лицу ладонями, растереть виски, грудь с целью рефлекторного изменения тонуса сосудов;

е). периодически контролировать пульс и наблюдать за пациентом до прибытия скорой помощи;

ж). выполнить назначения врача.

3. Студент демонстрирует технику п/к инъекции на муляже в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.

 

ЗАДАЧА № 14

В приемное отделение доставлена пациентка, 32 лет, в бессознательном состоянии.

При объективном обследовании: состояние тяжелое, сознание отсутствует, дыхание шумное, редкое, глубокое. Мышечный тонус и тонус глазных яблок снижен, сухость кожных покровов, слизистых оболочек и языка. Запах ацетона в выдыхаемом воздухе. Пульс 90 уд/мин, АД 90/60 мм рт. ст. У пациента обнаружена карточка больного сахарным диабетом.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Выполните на фантоме катетеризацию мочевого пузыря.

Эталоны ответов

1. У пациентки, страдающей сахарным диабетом развилась диабетическая (кетоацидотическая) кома, о чем свидетельствуют объективные данные: отсутствие сознания, дыхание по типу Куссмауля, явления дегидратации (снижение мышечного тонуса и тонуса глазных яблок), характерный запах ацетона в выдыхаемом воздухе, снижение АД.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а). срочно вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б). обеспечить контроль за состоянием пациента (АД, пульс, ЧДД);

в). взять у пациента кровь и мочу на исследования;

г). приготовить к приходу врача препараты для оказания неотложной помощи:

- для внутривенного капельного введения - р-р Рингера, 4% р-р бикарбоната натрия, 5% р-р глюкозы, 0,9% р-р хлорида натрия;

- препараты инсулина короткого действия (хоморап, илетин обычный, актрапид, инсулрап);

- 10% р-р кофеина, 1% р-р мезатона;

- кокарбоксилазу, аскорбиновую кислоту;

д) обеспечить введение лекарственных препаратов по назначению врача.

3. Студент демонстрирует на фантоме технику катетеризации мочевого пузыря в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.

 

ЗАДАЧА № 15

В медпункт обратился мужчина, 62 лет, у которого во время нервного перенапряжения час назад возник приступ жгучей боли за грудиной, которая не купируется нитроглицерином.

Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, тоны сердца приглушены, пульс 60 уд/мин, АД 160/100 мм рт. ст.,ЧДД 22 в мин.

Задания

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Продемонстрируйте технику постановки очистительной клизмы.

Эталоны ответов

1. У пациента в течение часа держится жгучая боль за грудиной, возникшая во время нервного перенапряжения и не снимающаяся нитроглицерином. Данное состояние можно объяснить развившимся инфарктом миокарда.

2. Алгоритм оказания неотложной помощи:

а). вызвать скорую помощь для оказания квалифицированной медицинской помощи;

б). создать психический и физический покой для обеспечения эмоционального комфорта и снятия стресса;

в). уложить больного на спину с приподнятым головным концом;

г). поставить горчичники на область грудины или втереть нитромазь на область сердца с целью уменьшения гипоксии миокарда;

д). осуществлять контроль за состоянием пациента (АД, пульс, ЧДД) до приезда скорой помощи;

е). приготовить препараты:

- р-р промедола;

- р-р морфина;

- р-р промедола;

- р-р фентанила;

- р-р гепарина

ж) выполнить все назначения врача.

3. Студент демонстрирует технику постановки очистительной клизмы в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ТЕРАПИИ с курсом первичной медицинской помощи

 

ЗАДАЧА № 1

В пульмонологическом отделении находится пациентка С., 35 лет, с диагнозом пневмония нижней доли правого легкого.

Жалобы на резкое повышение температуры, слабость, боли в правой половине грудной клетки, усиливающиеся при глубоком вдохе, кашель, одышку, выделение мокроты ржавого цвета. Заболела после переохлаждения. В домашних условиях принимала жаропонижающие препараты, но состояние быстро ухудшалось. Пациентка подавлена, в контакт вступает с трудом, выражает опасения за возможность остаться без работы.

Объективно: состояние тяжелое, температура 39,50 С. Лицо гиперемировано, на губах герпес. ЧДД 32 в мин. Правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания, голосовое дрожание в нижних отделах правого легкого усилено, при перкуссии там же притупление, при аускультации крепитация. Пульс 110 уд./мин., ритмичный, слабого наполнения. АД 100/65 мм рт. ст., тоны сердца приглушены.

Задания

1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Проведите инструктаж по сбору мокроты для исследования на посев с определением чувствительности микрофлоры к антибактериальным препаратам.

3. Продемонстрируйте технику оксигенотерапии с применением носового катетера на фантоме.

 

Эталоны ответов

1. Проблемы пациента:

Настоящие:

- одышка;

- лихорадка;

- боль в грудной клетке;

- слабость;

- кашель с выделением мокроты;

- психологические проблемы.

Потенциальные:

риск развития:

- тяжелой дыхательной недостаточности;

- сердечно-сосудистой недостаточности;

- плеврита;

- легочного кровотечения;

- абсцедирования.

Приоритетные проблемы:

- лихорадка.

Краткосрочная цель: снижение температуры тела в течение 3-5 дней до нормальных цифр.

Долгосрочная цель: поддерживание в норме температуры тела к моменту выписки.

2.

План Мотивация
1. Измерять температуру тела каждые 2-3 часа Контроль за температурой тела для ранней диагностики осложнений и оказания соответствующей помощи больному
2.Согреть больную (теплые грелки к ногам, тепло укрыть больную, дать теплый сладкий чай) Осуществляется в период падения температуры для согревания больной, уменьшения теплоотдачи
3.Обеспечить обильное витаминизированное питье (соки, теплый чай с лимоном, черной смородиной, настоем шиповника) Для снижения интоксикации
4. Орошать слизистую рта и губ водой, смазывать вазелиновым маслом, 20% р-ром буры в глицерине трещины на губах Для ликвидации сухости слизистой рта и губ
5. Постоянно наблюдать за больной при бреде и галлюцинациях, сопровождающих повышение температуры Для предупреждения травм
6. Измерять АД и пульс, частоту дыхания Для ранней диагностики тяжелой дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности
7.Обеспечить смену нательного и постельного белья, туалет кожи Для предупреждения нарушений выделительной функции кожи, профилактики пролежней
8.Положить пузырь со льдом или холодный компресс на шею и голову при гипертермии Для предупреждения нарушений сознания, судорог и других осложнений со стороны ЦНС
9. При критическом понижении температуры: - приподнять ножной конец кровати, убрать подушку; - вызвать врача; - обложить теплыми грелками, укрыть, дать теплый чай; - приготовить 10% р-р кофеина; - сменить белье, протереть насухо Для профилактики острой сосудистой недостаточности
10. Выполнять назначения врача Для эффективного лечения

Оценка: через 3-5 дней температура больного снизилась до нормы без осложнений, цель достигнута.

Студент демонстрирует инструктаж по сбору мокроты для исследования на микрофлору и ее чувствительность к антибиотикам.

3. Студент демонстрирует технику проведения оксигенотерапии на муляже в соответствии с алгоритмом действий.

ЗАДАЧА № 2

В пульмонологическом отделении находится на лечении пациент Т., 68 лет, c диагнозом пневмония.

Жалобы на выраженную слабость, головную боль, кашель с отделением большого количества зловонной гнойной мокроты, однократно отмечал примесь крови в мокроте.

Пациент лечился самостоятельно дома около 10 дней, принимал аспирин, анальгин. Вчера к вечеру состояние ухудшилось, поднялась температура до 400 С с ознобом, к утру упала до 360 С с обильным потоотделением. За ночь 3 раза менял рубашку. Усилился кашель, появилась обильная гнойная мокрота. Больной заторможен, на вопросы отвечает с усилием, безразличен к окружающим.

Объективно: при перкуссии справа под лопаткой определяется участок притупления перкуторного звука. Дыхание амфорическое, выслушиваются крупнопузырчатые влажные хрипы.

Рентгенологические данные: в нижней доле правого легкого интенсивная инфильтративная тень, в центре которой определяется полость с горизонтальным уровнем жидкости.

Общий анализ крови: повышение СОЭ, лейкоцитоз со сдвигом лейкоцитарной формулы влево.

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Объясните технику проведения постурального дренажа и элементы дыхательной гимнастики, направленной на стимуляцию отхождения мокроты.

3. Продемонстрируйте технику разведения и в/м введения бензилпенициллина натриевой соли.

Эталоны ответов

1. Проблемы пациента

Настоящие:

- лихорадка;

- кашель со зловонной мокротой;

- беспокойство по поводу исхода заболевания.

Потенциальные:

- ухудшение состояния пациента,

- связанное с развитием осложнений,

- кровотечение,

- дыхательная недостаточность.

Приоритетная проблема:

- кашель с обильной гнойной мокротой.

Краткосрочная цель: пациент отметит улучшение отхождения мокроты к концу недели.

Долгосрочная цель: пациент не будет предъявлять жалоб на кашель со зловонной мокротой к моменту выписки.

2.

План Мотивация
1. Обеспечить пациента плевательницей с притертой крышкой, заполненной на 1/3 дез. раствором Для сбора мокроты с гигиенической целью
2. Создать пациенту удобное положение в постели (постуральный дренаж) Для облегчения дыхания и лучшего отхождения мокроты
3. Обучить пациента правильному поведению при кашле Для активного участия пациента в процессе выздоровления
4. Обучить пациента дыхательной гимнастике, направленной на стимуляцию кашля. Для улучшения кровообращения и отхождения мокроты
5. Контролировать выполнение пациентом комплекса дыхательных упражнений Для улучшения микроциркуляции в легочной ткани
6. Обеспечить доступ свежего воздуха путем проветривания палаты Для улучшения аэрации легких, обогащения воздуха кислородом
7. Провести беседу с родственниками об обеспечении питания пациента с высоким содержанием белков, витаминов и микроэлементов. Для компенсации потери белка и повышения защитных сил организма
8. Наблюдать за внешним видом и состоянием пациента: измерение АД, ЧДД, пульса, температуры тела. Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений
9. Выполнять назначения врача Для эффективного лечения

Оценка: пациент отмечает значительное облегчение, кашель уменьшился, мокрота к моменту выписки исчезла. Цель достигнута.

Студент рассказывает о технике постурального дренажа и элементах дыхательной гимнастики.

3. Студент демонстрирует технику разведения и в/м введения бензилпенициллина натриевой соли в соответствии с алгоритмом действий.

ЗАДАЧА № 3

Пациент, 38 лет, находится на стационарном лечении в пульмонологическом отделении с диагнозом экссудативный плеврит.

Жалобы на повышение температуры, одышку, чувство тяжести в грудной клетке справа, сухой кашель, общую слабость, головную боль, нарушение сна. Считает себя больным 2 недели, ухудшение наступило в последние 2 дня: усилилась одышка, температура повысилась до 390 С, с ознобом и проливным потом. В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Тревожен, депрессивен, жалуется на чувство страха, плохой сон. В контакт вступает с трудом, не верит в успех лечения, выражает опасение за свое здоровье.

Объективно: сознание ясное, состояние тяжелое, больной лежит на правом боку. Кожные покровы чистые, бледные, влажные, цианоз носогубного треугольника. Дыхание поверхностное, ЧДД 40 в мин, правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания.

Перкуторно ниже третьего ребра по задней поверхности грудной клетки определяется тупость. При аускультации дыхание справа не проводится. Пульс 120 уд./мин. АД 100/50 мм рт. ст.

Рентгенологически - справа ниже третьего ребра интенсивное затемнение с верхней косой границей, со смещением органов средостения влево.

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Объясните диагностическую ценность плевральной пункции и составьте план беседы, направленной на создание психологического комфорта и уверенности пациента в благополучном исходе заболевания.

3. Соберите набор для проведения плевральной пункции.

 

Эталоны ответов

1. Проблемы пациента

Настоящие:

- одышка;

- лихорадка;

- нарушение сна;

- беспокойство за исход лечения;

- сухой кашель;

- тяжесть в грудной клетке

Потенциальные:

- эмпиема плевры;

- сепсис;

- легочно-сердечная недостаточность.

Приоритетная проблема: одышка.

Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение одышки на 2-3 день стационарного лечения.

Долгосрочная цель: пациент не предъявит жалоб на затруднения дыхания к моменту выписки.

2.

План Мотивация
1. Обеспечить проведение оксигенотерапии Для купирования гипоксии
2. Обеспечить психологическую подготовку больного к плевральной пункции Для снятия страха перед процедурой
3. Подготовить необходимые инструменты и медикаменты для проведения плевральной пункции Для уточнения диагноза и лечения
4. Обеспечить регулярное проветривание палаты Для притока свежего воздуха, уменьшения гипоксии
5. Обеспечить пациента обильным теплым витаминизированным питьем Для восполнения потерь жидкости, повышения иммунных сил организма
6. Обучить пациента лечебной физкультуре с элементами дыхательной гимнастики Для предупреждения спаечного процесса в плевральной полости, осложнений
7. Контролировать выполнение комплекса дыхательных упражнений пациентом Для эффективной микроциркуляции в легочной ткани
8. Объяснить пациенту суть его заболевания Для достижения полного взаимопонимания между медицинским персоналом и больным, улучшения сна, снижения тревоги, повышения уверенности в благоприятном исходе лечения
9. Провести перкуссионный массаж грудной клетки Для рассасывания экссудата, предупреждения спаек
10. Провести беседу с родственниками о рациональном питании Для повышения защитных сил организма
11. Наблюдать за внешним видом и состоянием пациента: контролировать ЧДД, пульс, АД Для ранней диагностики осложнений и своевременного оказания неотложной помощи
12. Выполнять назначения врача Для эффективного лечения

Оценка эффективности: пациент отмечает значительное улучшение и облегчение дыхания. Цель достигнута.

Студент демонстрирует способность доступно объяснить задачи и сущность плевральной пункции.

3. Студент демонстрирует подготовку набора инструментов для плевральной пункции в соответствии с алгоритмом действий.

 

ЗАДАЧА № 5

Пациент Н., 17 лет, поступил на стационарное лечение в кардиологическое отделение с диагнозом ревматическая болезнь, активная фаза, ревматический полиартрит.

Жалобы на повышение температуры до 37,8°С, боли в коленных, локтевых, лучезапястных суставах летучего характера, неприятные ощущения в области сердца, общую слабость, снижение аппетита. Больным себя считает в течение двух недель, заболевание связывает с перенесенной ангиной. Пациент плохо спит, тревожен, выражает беспокойство за исход болезни, боится остаться инвалидом.

Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы чистые, коленные, локтевые, лучезапястные суставы отечны, горячие на ощупь, болезненные, кожа над ними гиперемирована, движение в суставах не в полном объеме. В легких патологических изменений нет, ЧДД=18 в мин. Тоны сердца приглушены, ритмичны, пульс 92 уд./мин., АД 110/70 мм рт. ст.

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Объясните необходимость соблюдения постельного режима.

3. Продемонстрируйте на фантоме технику измерения АД.

 

Эталоны ответов

1. Проблемы пациента

Настоящие:

- боли в суставах;

- лихорадка;

- неприятные ощущения в области сердца;

- снижение аппетита;

- слабость;

- плохой сон;

- беспокойство по поводу исхода болезни.

Потенциальные:

- формирование порока сердца;

- риск развития сердечной недостаточности.

Приоритетной проблемой пациента являются боли в суставах.

Краткосрочная цель: пациент отметит снижение болей в суставах к 7-му дню стационарного лечения.

Долгосрочная цель: пациент отметит исчезновение болей и восстановление функции суставов к моменту выписки.

2.

План Мотивация
1. Обеспечить лечебно-охранительный режим пациенту Для создания психоэмоционального комфорта и профилактики возможных осложнений заболевания
2. Укрыть теплым одеялом Для снятия болей
3. Обеспечить пациента витаминизированным питьем (1,5–2,0 л) Для снятия интоксикации и повышения защитных сил организма
4. Ставить компрессы на область болезненных суставов по назначению врача Для снятия воспаления
5. Следить за диурезом пациента Для контроля водного баланса
6. Следить за деятельностью кишечника Для профилактики запоров
7. Осуществлять контроль за гемодинамикой пациента Для ранней диагностики возможных осложнений
8. Провести беседу с родными по обеспечению пациента питанием в соответствии с назначенной диетой Для уменьшения задержки жидкости в организме
9. Выполнять назначения врача Для эффективного лечения

Оценка: пациент отмечает исчезновение болей, отеков, восстановление функций пораженных суставов, демонстрирует знания по профилактике ревматизма. Цель достигнута.

Студент аргументировано объясняет необходимость соблюдения пациентом постельного режима.

3. Студент демонстрирует на фантоме технику измерения артериального давления в соответствии с алгоритмом действий.

ЗАДАЧА № 6

Пациент Б., 48 лет, находится на стационарном лечении в гастроэнтерологическом отделении с диагнозом язвенная болезнь желудка, фаза обострения.

Жалобы на сильные боли в эпигастральной области, возникающие через 30-60 минут после еды, отрыжку воздухом, иногда пищей, запоры, вздутие живота. Больным считает себя в течение 1,5 лет, ухудшение, наступившее за последние 5 дней, больной связывает со стрессом.

Объективно: состояние удовлетворительное, сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы бледные, подкожно-жировая клетчатка развита удовлетворительно. Пульс 64 уд./мин. АД 110/70 мм рт. ст, ЧДД 18 в мин. Язык обложен белым налетом, живот правильной формы, отмечается умеренное напряжение передней брюшной стенки в эпигастральной области.

Пациенту назначено исследование кала на скрытую кровь.

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Объясните правила взятия кала на скрытую кровь и подготовки пациента к этому исследованию.

3. Продемонстрируйте на фантоме технику проведения желудочного зондирования.

Эталоны ответов

1. Проблемы пациента

Настоящие:

- боли в эпигастрии;

- отрыжка;

- запор;

- метеоризм;

- плохой сон;

- общая слабость.

Потенциальные:

- риск развития осложнений (желудочное кровотечение, перфорация, пенетрация, стеноз привратника, малигнизация).

Приоритетная проблема пациента: боль в эпигастральной области.

Краткосрочная цель: пациент отметит стихание боли к концу недели пребывания в стационаре.

Долгосрочная цель: пациент не будет предъявлять жалоб на боли в эпигастральной области к моменту выписки.

2.

План Мотивация
1. Обеспечить лечебно-охранительный режим Для улучшения психоэмоционального состояния пациента, профилактики желудочного кровотечения
2. Обеспечить питанием пациента в соответствии с назначенной диетой Для физического, химического и механического щажения слизистой желудка пациента
3. Обучить пациента правилам приема назначенных лекарственных средств Для достижения полного взаимопонимания между медицинским персоналом и пациентом, и эффективного действия препаратов
4. Объяснить пациенту суть его заболевания, рассказать о современных методах диагностики, лечения и профилактики Для снятия тревожного состояния, повышения уверенности в благоприятном исходе лечения
5. Обеспечить правильную подготовку пациента к ФГДС и желудочному зондированию Для повышения эффективности и точности диагностических процедур
6. Провести беседу с родственниками об обеспечении питания с достаточным содержанием витаминов Для повышения иммунных сил организма
7. Наблюдать за внешним видом и состоянием пациента (пульс, АД, характер стула) Для раннего выявления и своевременного оказания неотложной помощи при осложнениях (кровотечение, перфорация)

Оценка эффективности: больной отмечает исчезновение болей, демонстрирует знания по профилактике обострения язвенной болезни. Цель достигнута.

Студент объясняет правила взятия кала на скрытую кровь.

3. Студент демонстрирует на фантоме технику проведения желудочного зондирования в соответствии с алгоритмом действий.

 

ЗАДАЧА № 7

В стационар поступил пациент Л., 25 лет, с диагнозом язвенная болезнь 12-перстной кишки.

Жалобы на острые боли в эпигастральной области, возникающие через 3-4 часа после еды, нередко ночью, отрыжку кислым, изжогу, запоры, похудание. Аппетит сохранен. Больным себя считает около года, однако к врачам не обращался. Работа связана с нервным перенапряжением, много курит. Пациент обеспокоен состоянием своего здоровья, снижением трудоспособности.

Объективно: общее состояние удовлетворительное. Кожные покровы бледные, подкожно-жировая клетчатка развита слабо. Со стороны легких и сердечно-сосудистой системы патологии нет. Язык обложен бело-желтым налетом. При пальпации живота отмечается резкая болезненность справа от средней линии живота выше пупка. Печень и селезенка не пальпируются.

Пациенту назначено исследование - ФГДС.

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Объясните диагностическую ценность предстоящей процедуры и подготовку пациента к ней.

3. Продемонстрируйте технику постановки очистительной клизмы.

Эталоны ответов

1. Проблемы пациента

Настоящие:

- боли в эпигастральной области, возникающие через 3-4 часа после еды;

- ночные боли;

- похудание;

- изжога;

- запоры.

Потенциальные:

- кровотечения;

- пенетрация;

- перфорация.

Приоритетная:

проблема пациента:

- боли в эпигастральной области, возникающие через 3-4 часа после еды, нередко ночью.

Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение болей к концу недели.

Долгосрочная цель: пациент не будет предъявлять жалоб к моменту выписки.

2.

План Мотивация
1. Обеспечить удобное положение в постели Для облегчения состояния больного
2. Контролировать соблюдение пациентом постельного режима Для уменьшения болей, профилактики кровотечения
3. Контролировать соблюдение пациентом назначенной диеты: исключить соленое, острое, жареное, питаться часто малыми порциями Для уменьшения продукции желудочного сока
4. Провести беседу с родственниками об обеспечении рационального питания пациента Для эффективного лечения
5. Провести беседу с пациентом о приеме и возможных побочных эффектах антацидных препаратов Для эффективной защиты слизистой от воздействия соляной кислоты

Оценка: пациент отмечает значительное улучшение самочувствия, демонстрирует знания о мерах профилактики заболевания. Цель достигнута.

Студент рассказывает о правилах подготовки к ФГДС и диагностических возможностях исследования.

3. Студент демонстрирует технику постановки очистительной клизмы в соответствии с алгоритмом манипуляции.

 

ЗАДАЧА № 8

В онкологическом отделении находится на стационарном лечении мужчина, 48 лет, с диагнозом рак желудка.

Жалобы на рвоту, слабость, отсутствие аппетита, отвращение к мясной пище, похудание, сильные боли в эпигастральной области, отрыжку, вздутие живота. Пациент адинамичен, подавлен, вступает в контакт с трудом, замкнут, испытывает чувство страха смерти.

Объективно: Состояние тяжелое, температура 37,90С, кожные покровы бледные с землистым оттенком, больной резко истощен, при пальпации в эпигастральной области отмечаются болезненность и напряжение мышц передней брюшной стенки. Печень плотная, болезненная, бугристая, выступает на 5 см из-под края реберной дуги.

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Составьте план беседы с родственниками пациента об уходе за онкологическим больным.

3. Продемонстрируйте технику постановки питательной клизмы.

Эталоны ответов

1. Проблемы пациента

Настоящие:

- боли в эпигастральной области,

- слабость;

- отсутствие аппетита;

- снижение массы тела;

- отрыжка;

- метеоризм;

- рвота;

- чувство страха смерти.

Потенциальные:

- ухудшение состояния пациента, связанное с развитием острой сердечно-сосудистой недостаточности;

- желудочного кровотечения;

- перитонита.

Приоритетная проблема пациента:

- сильные боли в эпигастральной области.

Краткосрочные и долгосрочные цели: уменьшение интенсивности болей со дня поступления и к моменту выписки, адаптация к состоянию своего здоровья.

2.

План Мотивация
1. Обеспечить пациенту покой, повышенное внимание, сочувствие Для создания психологического комфорта
2. Следить за соблюдением постельного режима Для создания физического покоя
3. Обеспечить пациенту высококалорийное, легкоусвояемое разнообразное, богатое белками и витаминами питание Для повышения аппетита, улучшения пищеварения
4. Организовать кормление пациента в постели Для снижения потери веса и для компенсации потери белка и витаминов, для поддержания защитных сил организма
5. Помочь пациенту при физиологических отправлениях и гигиенических процедурах; осуществлять профилактику пролежней; своевременно менять постельное и нательное белье Для поддержания гигиенических условий и профилактики осложнений
6. Обеспечить регулярное проветривание палаты и регулярную уборку Для предотвращения возможных осложнений
7. Контролировать температуру, массу тела, пульс, АД, стул, внешний вид кала Для ранней диагностики и своевременной неотложной помощи в случае возникновения осложнений (сердечно-сосудистая недостаточность, кровотечение)
8. Оказывать неотложную помощь при рвоте Для предотвращения аспирации рвотных масс
9. Обучить родственников уходу за онкологическим больным. Для профилактики пролежней, инфекционных осложнений, аспирации рвотных масс.

Оценка: пациент отметил улучшение самочувствия, снизилась интенсивность болей. Цель достигнута.

Студент представляет план беседы с родственниками о правилах ухода за онкологическим больным.

3. Студент демонстрирует на фантоме технику постановки питательной клизмы.

 

ЗАДАЧА № 9

Пациентка С., 40 лет, поступила в стационар на лечение с диагнозом хронический холецистит, стадия обострения.

Жалобы на ноющие боли в правом подреберье, усиливающиеся после приема жирной пищи, тошноту, по утрам горечь во рту, однократно была рвота желчью, общую слабость. Считает себя больной около 7 лет, ухудшение наступило в течение последней недели, которое связывает с приемом обильной, жирной пищи.

Пациентка тревожна, депрессивна, жалуется на усталость, плохой сон. В контакт вступает с трудом, говорит, что не верит в успех лечения, выражает опасение за свое здоровье.

Объективно: состояние удовлетворительное, подкожно-жировая клетчатка выражена избыточно, кожа сухая, чистая, отмечается желтушность склер, язык сухой, обложен серо-белым налетом. При пальпации болезненность в правом подреберье. Симптомы Ортнера и Кера положительны. Пульс 84 уд./мин. АД 130/70 мм рт. ст., ЧДД 20 в мин.

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Объясните методику проведения тюбажа в домашних условиях.

3. Продемонстрируйте на фантоме технику дуоденального зондирования.

Эталоны ответов

1. Проблемы пациента

Настоящие:

- боли в правом подреберье;

- горечь во рту;

- нарушение сна;

- беспокойство по поводу исхода заболевания.

Потенциальные:

- риск развития осложнений (калькулёзный холецистит; перфорация желчного пузыря; эмпиема желчного пузыря; гангрена желчного пузыря).

Приоритетная проблема пациентки: боль в правом подреберье.

Краткосрочная цель: пациентка отметит стихание болей к концу недели стационарного лечения.

Долгосрочная цель: пациентка не будет предъявлять жалоб на боли в правом подреберье к моменту выписки.

2.

План Мотивация
1. Проследить за соблюдением назначенной диеты Для максимального щажения желчного пузыря
2. Провести беседу о сути её заболевания и современных методах его диагностики, лечения, профилактики. Для уменьшения беспокойства за исход лечения, снятия тревоги за своё будущее
3. Провести беседу с пациенткой о подготовке к УЗИ ГБС и дуоденальному зондированию Для повышения эффективности диагностических процедур
4. Обучить пациенку правилам приема мезим-форте. Для эффективного действия лекарственного средства.
5. Провести беседу с родственниками пациентки об обеспечении питания с ограничением жирных, соленых, жареных, копченых блюд Для предупреждения возникновения болевого синдрома
6. Обучить пациентку методике проведения тюбажа Для снятия спазма желчных ходов, оттока желчи
7. Наблюдать за состоянием и внешним видом пациентки. Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений

Оценка эффективности: пациентка отмечает снижение интенсивности боли. Цель достигнута.

Студент рассказывает о методике проведения тюбажа в соответствии со стандартом манипуляции.

3. Студент демонстрирует технику дуоденального зондирования на фантоме в соответствии с алгоритмом действий.

 

ЗАДАЧА № 10

Пациент Р., 30 лет, поступил в нефрологическое отделение с диагнозом обострение хронического пиелонефрита.

Жалобы на повышение температуры, тянущие боли в поясничной области, частое и болезненное мочеиспускание, общую слабость, головную боль, отсутствие аппетита. В анамнезе у пациента хронический пиелонефрит в течение 6 лет. Пациент беспокоен, тревожится за свое состояние, сомневается в успехе лечения.

Объективно: температура 38,8°С. Состояние средней тяжести. Сознание ясное. Гиперемия лица. Кожные покровы чистые, подкожно-жировая клетчатка слабо развита. Пульс 98 уд./мин., напряжен, АД 150/95 мм рт. ст. Язык сухой, обложен белым налетом. Живот мягкий, безболезненный, симптом Пастернацкого положительный с обеих сторон.

Пациенту назначена экскреторная урография.

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Объясните диагностическую ценность предстоящей процедуры и подготовку пациента к ней.

3. Продемонстрируйте на муляже технику катетеризации мочевого пузыря у мужчин.

 

Эталоны ответов

1. Проблемы пациента

Настоящие:

- тянущие боли в пояснице;

- дизурия;

- повышение температуры;

- общая слабость;

- головная боль;

- отсутствие аппетита;

- неуверенность в благоприятном исходе заболевания;

- тревога о своем состоянии.

Приоритетной проблемой является частое, болезненное мочеиспускание (дизурия).

Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение дизурии к концу недели.

Долгосрочная цель: исчезновение дизурических явлений к моменту выписки пациента и демонстрация пациентом знаний факторов риска, ведущих к обострению заболевания.

2.

План Мотивация
1. Обеспечить соблюдение постельного режима Для уменьшения физической нагрузки
2. Проконтролировать соблюдение пациентом диеты с ограничением поваренной соли (исключить из питания острое, соленое, копченое) Для предотвращения отеков и уменьшения раздражения слизистой чашечно-лоханочной системы
3. Наблюдение за внешним видом и состоянием пациента (пульс, АД, ЧДД) Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений
4. Обеспечить пациента питьем не менее 2 л в сутки (минеральная вода, клюквенный морс, настой шиповника) Для создания форсированного диуреза, способствующего купированию воспалительного процесса.
5. Обеспечить личную гигиену пациента (смена белья, туалет наружных половых органов) Для создания комфорта пациенту и профилактики вторичной инфекции
6. Обеспечить пациента предметами ухода (утка) Для обеспечения комфортного состояния пациенту
7. Провести беседу с родственниками об обеспечении полноценного диетического питания с достаточным питьевым режимом Для повышения иммунитета и защитных сил организма пациента.

Оценка: пациент отмечает значительное улучшение состояния, дизурические явления отсутствуют. Цель достигнута.

Студент объясняет диагностическую ценность экскреторной урографии и подготовку пациента к ней.

3. Студент демонстрирует на муляже технику катетеризации мочевого пузыря у мужчин в соответствии с алгоритмом.

 

ЗАДАЧА № 11

В стационар поступила пациентка, 30 лет, с диагнозом железодефицитная анемия.

Жалобы на слабость, быструю утомляемость, одышку при движении, сердцебиение, отсутствие аппетита, иногда появляется желание есть мел. Менструация с 12 лет, обильная в течение недели. Пациентка раздражительна, пассивна, малоразговорчива.

Объективно: бледность и сухость кожных покровов, волосы тусклые, секутся, ногти ломкие с поперечной исчерченностью, ложкообразной формы. Границы сердца не изменены. При аускультации - систолический шум на верхушке сердца. Пульс 92 уд./мин. АД 100/60 мм рт. ст.

Анализ крови: Нв - 75 г/л, эритроциты 3,0 ´1012 /л, цветной показатель 0,75, лейкоциты - 4,5´109 /л, СОЭ 20 мм/час.

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Объясните правила приема препаратов железа и возможные побочные эффекты.

3. Продемонстрируйте сбор системы для в/в капельных вливаний.

Эталоны ответов

1. Проблемы пациента

Настоящие:

- слабость;

- утомляемость;

- одышка;

- сердцебиение;

- отсутствие аппетита;

- извращение вкуса.

Потенциальные:

- риск нарушения сердечной деятельности;

- риск развития инвалидности.

Приоритетная:

- отсутствие аппетита и извращение вкуса.

Краткосрочная цель - улучшение аппетита в течение одной недели.

Долгосрочная цель - восстановление аппетита ко дню выписки

2.

<

План Мотивация
1. Обеспечить пациентку диетическим питанием с повышенным содержанием железа Для ликвидации дефицита железа в пище
2. Провести беседу с пациенткой и ее родственниками о продуктах, содержащих железо Для эффективного лечения заболевания, восполнения дефицита железа в организме
3. Обеспечить пациентку свежим воздухом (проветривание помещений) Для лучшей оксигенации крови и стимуляции кроветворения, повышения аппетита

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: