Структура и инфраструктура рынков

Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему.

Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Экономическая структура определяется:

– формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);

– структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;

– особенностями сферы товарного обращения;

– уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;

– видами торговли, используемыми в стране.

Эти особенности накладывают своеобразный отпечаток на рыночную систему, которая приобретает специфические черты.

Структура рыночной системы – это совокупность взаимосвязанных количественных и качественных соотношений между отдельными элементами рынка, характеризующая ее устойчивую определенность и обеспечивающая функционирование рыночной системы как единого целого.

Первым и важнейшим элементом рыночной экономики выступают производители и потребители. Они формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие – потребляют его. Потребление подразделяется на личное и производительное. При личном потреблении товары выбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения. Производительное потребление выступает как продолжение процесса производства, когда товар используется для дальнейшей переработки другими производителями. В этом случае взаимодействие между производителями и потребителями устанавливается в качестве обмена результатами деятельности. В рыночном хозяйстве оно отличается постоянством, строится на основе специализации и проявляется в форме оптовых рыночных сделок.

Вторым элементом рыночной экономики выступает экономическая обособленность, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности на базе корпоративного управления производственными единицами.

Третий важнейший элемент рыночной экономики – цены. Цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры, и определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе. Границы этой сферы определяются трансакционными издержками, т. е. издержками обращения, связанными с обменом.

Четвертым центральным звеном рыночной экономики являются две составляющие – спрос и предложение. Спрос выступает на рынке в виде потребности в товарах. Потребители могут купить эти товары при сложившихся ценах и денежных доходах. Спрос выступает в качестве стимула к применению наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов. Спрос и предложение являются важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.

Пятый элемент рыночного механизма – конкуренция. Она обеспечивает максимизацию прибыли и на этой основе расширение масштабов производства. Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций. А. Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т. д.

Кроме этого, неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура.

 
 


Рис. 7 Инфраструктура рынка

Рынок требует создания и функционирования товарных бирж, структур оптовой и розничной торговли. Инфраструктура рыночной экономики – это совокупность связанных между собой институтов, в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования.

Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики.

По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

– рынки благ и услуг;

– рынки средств производства;

– рынки научно-технических разработок;

– рынки ценных бумаг;

– рынки рабочей силы.

Многообразие рынков предопределяет коренное изменение всей системы взаимодействия предприятий, переход к реализации товаров на основе прямых связей, замену формально-учетного характера купли-продажи реальной куплей-продажей, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям. Инструментом такого рынка выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, предприятий оптовой торговли и т. д.

2. Рынки можно классифицировать по товарным группам:

– рынки товаров производственного назначения;

– товаров народного потребления; продовольственных товаров;

– рынки сырья и материалов и т. д.

Так на рынке сельскохозяйственного сырья формируется фонд сельхозпродуктов для удовлетворения потребностей в продовольствии, а также для удовлетворения производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличение объемов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса, создание фирменных магазинов.

3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:

– внутрирегиональные;

– межрегиональные;

– республиканские;

– межреспубликанские;

– международные (мировые).

Формирование таких рынков реально обеспечивает приобретение республиками государственного суверенитета.

4. По степени ограничения конкуренции различают:

– монопольный;

– олигопольный;

– межотраслевые рынки.

5. По видим субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:

– рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;

– рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;

– рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами – непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: фермеры, агрокомплексы и т. д.

Оптовая торговля существует в двух видах. Первый вид – установление прямых связей между поставщиками и потребителями. Этот вид обычно используется при устойчивой кооперации труда (текстильные и швейные комбинаты, автомобильные и шинные предприятия). При таких связях договор становится исходным пунктом и активным рычагом формирования рынка. Второй вид оптовой торговли – коммерческие центры, биржи. Этот вид применяется, когда продукция поставщика используется многочисленными мелкими потребителями. Например, на предприятиях, выпускающих подшипники, которые потребляется сотнями и тысячами предприятий и организаций. Переход к оптовой торговле возможен при определенных экономических и социальных предпосылках:

– обоснованной системе цен, учитывающей ее отношение спроса и предложения;

– создании развитой инфраструктуры рынка (складские помещения, базы, транспортное обслуживание и т. п.).

6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:

– легальные, официальные;

– нелегальные «теневые», «черные» и т. д.

Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков (таблица 3).

Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка – это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков.

Таблица 3

Классификация структуры рынков

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений
  • рынок товаров и услуг
  • рынок средств производства
  • рынок труда
  • рынок инвестиций
  • рынок финансовый
  • рынок ценных бумаг
  • рынок технологий
  • рынок духовных благ
2. По географическому положению
  • местный
  • региональный
  • национальный
  • мировой
3. По степени ограничения конкуренции:
  • монополистический
  • олигополистический
  • свободный
  • смешанный
4. По отраслям
  • мебельный
  • автомобильный
5. По характеру продаж
  • оптовый
  • розничный

Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков). Основными из них являются:

1. Географические:

– по регионам;

– по административному делению: республика, край, область, район, город;

– по плотности населения: город, пригород, сельская местность;

– по климатическим условиям: умеренно-континентальный, континентальный, субтропический, морской.

2. Демографические:

– группировка населения по возрасту;

– по полу;

– размеру семьи;

– по уровню дохода;

– по профессиональному составу: научные работники НИИ, инженерно-технические работники госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие, пенсионеры, безработные;

– по уровню образования; по религиозной принадлежности;

– по национальному составу.

3. Психографические:

– группировка населения по социальному составу с низким, средним, высоким, очень высоким достатком;

– по стилю жизни: богемный, элитарный, молодежный, спортивный;

– по личным качествам: амбициозные, авторитарные, импульсивные.

4. Поведенческие:

– приобретение товаров носит случайный характер;

– поиск выгод при покупке товаров: изделия высокого качества, хорошее обслуживание, низкие цены;

– статус постоянного клиента;

– степень нуждаемости в продукте: нужен постоянно, нужен время от времени;

– эмоциональное отношение к продукции: положительное, безразличное, негативное.

Для успешной конкуренции на рынке любой фирме, прежде всего, необходим точный и тщательный анализ круга покупателей и их потребностей.

Надо знать:

– кто готов купить данный товар или услугу;

– почему потребитель будет покупать именно ваш товар или услугу;

– в каком виде потребитель желает получать ваш товар;

– в какое время он намерен покупать ваш товар;

– где он хотел бы покупать ваш товар;

– какими партиями и как часто он готов покупать ваш товар и т. д.

Способность рынка дешево производить высококачественную информацию является его важнейшим достоинством. Информация – это сведения о том, что и при каких обстоятельствах хотят делать другие. От услуг посредников в информации зависит благосостояние людей в большей мере, чем мы это полагаем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: