Органы управления финансами и их функции

Фискальная (налогово-бюджетная) политика, основы управления налогами.

Финансовая политика включает фискальную политику.

Фискальнаяполитика – это налогово-бюджетная политика (лат. fisk – казна, государственная казна).

Различают дискреционную и автоматическую фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика – это политика, допускающая сознательное изменение финансовых инструментов для достижения поставленных целей. Она осуществляется, например, через государственные закупки товаров, трансферты и налоги. Ее основными инструментами являются: изменение ставок налогообложения, оплата общественных работ, трудоустройство населения.

Автоматическая фискальная политика – это политика встроенных стабилизаторов, автоматических регуляторов. Она реагирует на изменение социально-экономической ситуации без необходимости принятия мер со стороны власти. Ее суть состоит в автоматическом изменении величины налоговых поступлений при изменении величины облагаемого дохода (это пассивная фискальная политика).

Встроенные стабилизаторы: трансферты (transfer – перевод денег с одного счета на другой) -денежные платежи, не связанные с куплей-продажей: пособия по безработице, социальные выплаты, субсидии фермерам и др.; прогрессивный подоходный налог, система участия в прибылях и т.д.

В соответствии с уровнями государственной системы как иерархической системы различают и соответствующие им органы управления:

- органы общего управления,

- органы промежуточного управления (регионального, отраслевого и т.п.)

- органы местного управления.

В Республике Беларусь органами стратегического управления финансами являются: Национальное собрание, Президент и его администрация, Совет министров, а оперативного управления- Министерство финансов, Национальный банк, Министерство по налогам и сборам и др.

В Республике Беларусь в структуре Министерства финансов выделяются управления: бюджетное, макроэкономического анализа и прогнозирования, методологии бухгалтерского учета и отчетности, финансов производственной сферы, финансов непроизводственной сферы, финансов сельского хозяйства, финансов обороны и правоохранительных органов внешнеэкономических связей, внешнего долга и кредита, приватизации и др.

Являясь центральным органом управления, проводя свою деятельность через финансовые службы областных и городских исполкомов, организуя финансовую деятельность подведомственных организаций и осуществляя контроль за их работой, Министерство финансов осуществляет свои о сновные функции:

а) участвует в работе по составлению прогнозов развития экономики и совместно с органами исполнительной власти определяет потребность в централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между бюджетами разных уровней.

б) организует работу по составлению проекта государственного бюджета, прогноза консолидированного бюджета страны, разрабатывает проекты нормативов отчислений от государственных налогов и сборов, размеров дотаций и субвенций из государственного бюджета в местные бюджеты;

в) обеспечивает исполнение государственного бюджета, а также государственных внебюджетных фондов;

д) разрабатывает с участием Министерства по налогам и сборам предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

е) принимает участие в определении ценовой политики;

ж) принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;

з) осуществляет выпуск и разрабатывает предложения по размещению государственного внутреннего займа;

и) разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;

к) осуществляет по поручению правительства сотрудничество с международными финансовыми организациями;

л) разрабатывает проекты программ внешних заимствований


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: