Органы финансового контроля

Аудиторский контроль

Аудит – независимая проверка финансовой отчетности с целью подтверждения ее достоверности и установления соответствия учета законодательству. Это контроль вневедомственный. Все аудиторские услуги платные.

Основные направления аудита:

- подтверждающее (подтверждается практически каждая операция),

- системно-ориентированное (предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции),

- базирующееся на риске (выборочная проверка, исходя из специфики субъекта, наиболее узких мест, где риск ошибок наиболее вероятен).

Различают внешний (аудит сторонними организациями), внутренний (аудит службами предприятия), финансовый (соответствие отчетности правилам), управленческий, производственный, обязательный, инициативный, банковский, страховой, инвестиционный, общий аудит.

В перечень юридических лиц, не имеющих официального статуса без аудиторского контроля и подлежащих обязательной ежегодной проверке, входят: банки и небанковские финансовые организации, товарные и фондовые биржи, ОАО, ЗАО, страховые организации, инвестиционные фонды, предприятия с иностранными инвестициями и др.

Аудиторские службы могут оказывать услуги:

- постановку и ведение бухгалтерского учета;

- составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах, анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности;

- обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства и др.

Право на аудит имеют аудиторы и аудиторские организации, получившие лицензию и включенные в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Координирует аудиторскую деятельность Главное управление аудита Министерства финансов.

Оно объединяет аудиторов и аудиторские организации на основе обязательного членства, разрабатывает нормативные документы и методологию аудита, обеспечивает соблюдение требований законодательства, контролирует соблюдение стандартов, устанавливает формы и периодичность контроля, содействует развитию аудита и повышению его эффективности.

Итогом аудиторской проверки является аудиторское заключение, которое имеет юридическую силу для всех организаций и физических лиц.

Органы, осуществляющие финансовый контроль, подразделяются на органы общей (парламент, президент и его администрация, правительство и др.)и специальной (министерство по налогам и сборам и др.)компетенции.

Парламентский контроль (принятие законов о финансовой деятельности, рассмотрение и утверждение государственного бюджета и результатов его исполнения).

Президентский контроль (издание Указов по финансовым вопросам, подписание законов, назначение и освобождение от должности Министра финансов и т.д.).

Правительственный контроль (подготовка проекта госбюджета и его исполнение после утверждения, заслушивание руководителей министерств, ведомств и местных органов исполнительной власти о их деятельности в области финансов).

К органам государственного управления, осуществляющим финансовый контроль в Республике Беларусь, относятся: Комитет государственного контроля (КГК), подчиненный непосредственно президенту; Министерство финансов и его органы, Министерство по налогам и сборам и его органы, Национальный банк, Министерство экономики, Министерство статистики и анализа, Министерство труда и социальной защиты, Государственный таможенный комитет и его органы, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел, Государственный комитет финансовых расследований и др.

Оперативный финансовый контроль осуществляют Контрольно-ревизионное управление, Казначейство и другие службы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: