Необходимость, содержание, субъекты и объекты финансового контроля
Контроль – проверка с целью обеспечения правильности и законности определенных действий; процесс отслеживания фактического выполнения планов.
Финансовый контроль – совокупность действий по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления; деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами хозяйствования установленных форм и методов реализации финансовых отношений, анализу их эффективности и разработке предложений по их совершенствованию.
Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Это прежде всего стоимостной контроль. Он осуществляется во всех сферах воспроизводственного процесса и сопровождает весь процесс движения денежных фондов. Проверке подвергаются стоимостные показатели - выручка от реализации товаров, издержки обращения, цены, тарифы, прибыль, доходы, обязательные отчисления во внебюджетные фонды, использование прибыли и др.
|
|
Объект финансового контроля – финансовые отношения и финансовые потоки хозяйствующих субъектов (распределительные отношения на стадии образования и использования финансовых ресурсов, централизованных и децентрализованных денежных фондов).
Субъект финансового контроля – органы, осуществляющие финансовый контроль.
Финансовый контроль классифицируется по различным признакам.
1. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль:
1. Общегосударственный контроль (проводится органами государственной власти: в Республике Беларусь Президентом, Правительством, парламентом, Министерством финансов, Министерством по налогам и сборам и др. Главная цель – обеспечить интересы государства при поступлении и расходовании государственных средств).
2. Ведомственный контроль (осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетный предприятий, учреждений и организаций).
Ведомственный финансовый контрольподразделяют на внутриведомственный и внутрихозяйственный.
2.1. Внутриведомственный финансовый контроль осуществляется во всех министерствах и ведомствах по отношению к подведомственным государственным предприятиям, организациям, учреждениям. Таким образом, внутриведомственный финансовый контроль есть вид государственного контроля, так как министерства, ведомства – элементы государства, его исполнительных органов.
2.2. Внутрихозяйственный контроль (является непрерывным и представляет собой элемент управления предприятием).
|
|
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется специальными службами на самом предприятии, в организации, учреждении. На государственных пред-приятиях, в государственных организациях, учреждениях внутрихозяйственный финансо-вый контроль осуществляют финансовый (или планово-финансовый) отдел, бухгалтерия.
На крупных предприятиях и в организациях для осуществления внутрихозяйственного контроля созданы контрольно-ревизионные группы или отделы.
2.2.1. Общественный контроль (осуществляют неправительственные, организации: общественные структуры, комитеты и группы народного контроля, трудовые коллективы, постоянно действующие комиссии и т.п.).
2.2.2. А удиторский контроль (осуществляется специальными аудиторскими фирмами или аудиторами – физическими лицами).
Основные методы установления правильности и достоверности операций:
- формальный метод (соблюдение форм, наличие подписей, исправлений и т.д.);
- метод фактической проверки (проведение инвентаризации материальных ценностей и денежных средств);
- аналитически-нормативный метод (проверка фактически выполненных работ, затраченного времени, соблюдения норм, контрольные замеры, анализ состава продукции и т.д.);
- метод встречной проверки (установление достоверности операций субъекта через его партнеров и клиентов);
- корреспондирующий метод (отражение операций в различных документах) и др.
- метод установления законности хозяйственно-финансовых операций ( установление соответствия произведенной хозяйственно-финансовой операции действующим формам финансовых отношений).
- метод проверки полного соблюдения установленных форм финансовых отношений и способов их осуществления (прежде чем делать вывод о недостатках форм финансовых отношений, надо убедиться в их полном и правильном применении).
- метод установления взаимной согласованности форм фи нансовых отношений, образующих финансовый механизм для осуществления определенного видадеятельности.
- метод анализа установленных форм финансовых отношений и финансового механизма с позиций их реального влияния на результаты хозяйствования ( необходимо установить тесноту связи между экономическими последствиями и установленными формами финансовых отношений).
Методы изучения хозяйственно-финансовых операций при осуществлении финансового контроля можно также разделить на две группы:
- хронологический;
- систематизированный.
Хронологический метод состоит в изучении всех документов по всем операциям в той последовательности, в какой они были осуществлены. Он приемлем при проверке небольших субъектов деятельности, где количество документов небольшое.
Систематизированный метод применяется при проведении крупных субъектов деятельности с большим количеством личных документов по многочисленным видам хозяйственно-финансовых операций. Он заключается в проверке документов по отдельным видам операций, т.е. по определенной системе.