Структура, функции и значение государственных финансов

ТЕМА 2.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

Республика Беларусь на мировых рынках

Развитие внешнеэкономических связей белорусского государства можно разделить на несколько этапов.

Начало первого этапа положила Октябрьская революция 1917 года, в результате которой была создано белорусское государство (БССР, 1 января 19919 г.; в 1922 г. вошла в состав СССР).

Второй этап начался на рубеже 40-50-х г., когда была создана ООН (БССР стала одним из ее учредителей и равноправных членов), возникла мировая социалистическая система. В 1948 г. БССР начала производить на экспорт первые металлорежущие станки, а в 1969 г. уже свыше 300 предприятий выпускали экспортные товары для 82 стран мира, включая 18 промышленно развитых стран, 28 развивающихся и 12 социалистических. В 1966 г. удельный вес машин и оборудования в белорусском экспорте увеличился до 70,6%. В 1-ой половине 80-х г. БССР поставляла на экспорт каждый 2-ой советский трактор, 5-й станок, 6-ой автомобиль, 85% холодильников, треть калийных удобрений, льноволокна и льняных тканей. В 1987 г. продукция республики поставлялась в 120 стран.

Третий этап начался в 1986 году с Постановлений ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по совершенствованию ВЭС» и «О мерах по совершенствованию управления экономическим и научно-техническим сотрудничеством с социалистическими странами». Было предоставлено право выхода на внешние рынки общесоюзным и республиканским министерствам и ведомствам, а также крупным предприятиям и объединениям (получили право создавать свои внешнеторговые фирмы). С 1987 г. стало возможным создавать совместные предприятия с участием иностранных организаций.

Четвертый этап начался в июле 1990 г. с момента принятия ВС БССР декларации «О государственном суверенитете Республики Беларусь». Республика стала самостоятельной, был создан МИД, открыты иностранные представительства. В 1992 г. республика принята в состав международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, МФК, МАР, МИГА и др.). Уже в 2003 г. продукция экспортировалась в 138 стран. В экспорте преобладает промышленная продукция (90% тракторов и автомобилей, 75% станков, 70-80% холодильников, 60-80% химических волокон и нитей, почти все шины). 30% мирового рынка – БелАЗы, 10% - калийные удобрения, 8 %– тракторы).

1. Структура, функции и значение государственных финансов.

2. Государственный бюджет и бюджетный процесс. Внебюджетные фонды.

3. Бюджетный дефицит, государственный долг и государственный кредит.

4. Финансы промышленно развитых государств.

Государственные финансы – производственные отношения, имеющие денежный характер, связанные с формированием государством объемов денежных средств и распределением их для удовлетворения потребностей общества.

В состав государственных финансов включают бюджеты разных уровней государственного управления и внебюджетные фонды.

Основными методами мобилизации государственных финансов являются налоги, кредит, страхование.

Резервами государственных финансов являютсязолотовалютные запасы страны; природные ресурсы, включая территорию; имущество государственных организаций, интеллектуальные ресурсы населения и др.

Основным источником формирования государственных доходов является национальный доход.

Государственные доходы подразделяются по территориальному признаку (местные, субъектов федерации и федеральные; государственные и местные), методам аккумул я ции (добровольные: лотерея, пожертвования; обязательные: налоги, штрафы, пошлины и др.), юридической форме поступления денег (налоговые и неналоговые), социально-экономическому признаку (от личных доходов граждан, от негосударственных организаций, от использования государственного имущества и др.), порядку образования и использования (децентрализованные и централизованные).

Государственные расходы – денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием фондов финансовых средств субъектов экономических отношений в целях финансирования затрат расширенного воспроизводства и удовлетворения других общественных потребностей. Государственные расходы осуществляются из различных фондов: централизованных (бюджеты различных уровней, государственных ВБФ) и децентрализованных (фонды государственных предприятий). Они делятся на производительные и непроизводительные; обыкновенные и чрезвычайные; расходы, обусловленные внутренними проблемами и расходы, связанные с внешними функциями государства.

По целевому назначению государственные расходы делятся на текущие расходы (бюджет текущего потребления), капитальные расходы (бюджет развития), расходы, связанные с образованием и обслуживанием страховых и резервных фондов. По общественному назначению государственные расходы делятся на расходы на социальные цели, внешнеэкономические расходы, экономические расходы или расходы на вмешательство в экономику, расходы на оборону (военные) и расходы на управление.

Структура государственных финансов зависит от типа государственного устройства (федеративное или унитарное). Унитарные государства имеют два уровня государственных финансов: правительственные и местные финансы. Федеративные государства имеют три уровня государственных финансов: правительственные (федеральные), субъектов федерации (республиканские) и местные финансы. Состав и функции финансов разного уровня зависят от разграничения функций между соответствующими органами власти. Обычно бюджеты разного уровня имеют полную автономию, закрепленную соответствующими законодательными актами.

Основным методом мобилизации государственных финансов являются налоги. Налог – обязательный, безвозмездный, безвозвратный денежный платеж, взимаемый государством с организаций и физических лиц. Налоги классифицируются по: источнику уплаты налогов, субъекту уплаты, объекту налогообложения, способу взимания, назначению платежа и др. По объекту налогообложения различают имущественные налоги; ресурсные или рентные налоги; налоги, взимаемые с оборота или выручки от продаж; налоги на потребление; налоги на прибыль или капитал и др. По способу взимания различают прямые налоги (налоги с доходов или имущества) и косвенные налоги (налоги на товары и услуги).

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны. Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных (единых) государствах БС имеет два (ГБ и местные бюджеты), в федеративных – три звена (федеральный бюджет, бюджеты членов федерации, местные бюджеты).

Основные принципы бюджетной системы:

- единство (правовой базы и т.д.),

- полнота (доходы и расходы - в полном объеме),

- реальность (достоверность показателей),

- гласность (публикация бюджетов и отчетов об их исполнении) и др.

Бюджетная классификация – основанная на экономической характеристике систематизированная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам и источников покрытия бюджетного дефицита и видов государственного долга с присвоением объектам классификации кодов группировки и обеспечивающая государственную и международную сопоставимость бюджетов всех уровней, необходимую для анализа финансовой политики государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: