Бюджетный дефицит, государственный долг и государственный кредит

Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над доходами; сумма, на которую за счетный период расходы превосходят доходы.

Бюджетный профицит – превышение доходов бюджета над расходами.

Различают структурный и циклический дефицит. Структурный дефицит возникает, если сознательно закладывают в бюджет превышение расходов над доходами для решения социально-экономических задач, а циклический дефицит–в результате цикличности производственного процесса (падения деловой активности, сокращения доходов).

Допервой трети ХХ века бездефицитный бюджет считался нормой, а в экономической науке - законом. Кейнсианская теория отвергла это положение, легализуя бюджетные дефициты для стимулирования развития экономики. Она признала, что автоматическое достижение рыночной экономикой равновесного состояния невозможно. Согласно Кейнсу главная задача экономической политики государства – управление совокупным спросом, а через него – предложением (основной инструмент – государственный бюджет). Кейнсианские методы эффективно применялись до 70-х годов прошлого века.

Различают три основные концепции регулирования бюджетного дефицита:

А) Ежегодно балансируемого бюджета (каждый финансовый год должно существовать равенство между доходами и расходами), была общепринятой до Великой депрессии 30-х гг. ХХ века.

Б) Бюджет балансируется в ходе экономического цикла, а не ежегодно (в периоды спада производства увеличивают расходы, что ведет к дефициту бюджета, а в период подъема сокращает их, что увеличивает излишек доходов). Существует, однако, проблема – спад производства и его подъем могут быть разной длительности и глубины.

В) Концепция функциональных финансов (проблема сбалансированности бюджета не рассматривается как первоочередная, а финансовая политика направлена на увеличение доходов бюджета путем реализации мер, направленных на оздоровление экономики). На передний план выдвигается проблема развития производства и достижения полной занятости, а главной целью государственных финансов является обеспечение равновесия макроэкономики, даже если это приведет к дефициту бюджета (считается, что это вызовет рост экономики, а он – увеличение национального дохода, а значит, и поступлений в бюджет).

Существует три основных источника погашения дефицита бюджета: увеличение налогов, эмиссия денег и правительственные займы.

Государственный долг – это не только сумма непогашенных дефицитов бюджета, накопленная за все время существования государства, за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета, а это сумма выпущенных и непогашенных займов с невыплаченными процентами по ним. Различают краткосрочные (до года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) займы.

Государственный долг подразделяется на: внутренний (своему населению и организациям) и внешний (международным финансовым организациям, частным банкам, правительственным институтам, иностранным гражданам); капитальный (все долги государства на определенную дату) и текущий (часть долга, срок платежа по которой наступает в ближайшее время).

Для количественной характеристики государственного долга используются показатели общей задолженности, соотношения различных ее видов, разности полученных и выданных кредитов, сравнение величины ГД с объемом ВНП и ВВП, расчет задолженности на душу населения.

Управление государственным долгом - совокупность мер государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Основные методы управления государственным долгом:

1. Рефинансирование (выпуск новых займов для расчета с держателями облигаций старого займа).

2. Конверсия (изменение условий доходности).

2. Консолидация (превращение краткосрочных облигаций в средне- и долгосрочные).

4. Унификация (объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа).

5. Отсрочка погашения займа,

6. Аннулирование – государство отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу в целом). Это обычно происходит при финансовой несостоятельности государства или политической революции (переворота).

Превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для устойчивого денежного обращения.

Государственный кредит – совокупность денежных отношений, возникающих между государством и физическими или юридическими лицами, при котором государство может выступать как в качестве заемщика, так и в качестве кредитора или гаранта.

Государственный кредит следует отличать от банковского (ссудный капитал, предоставляемый хозяйствующим субъектам для обеспечения непрерывности расширенного воспроизводства и повышения его эффективности), коммерческого (товарный кредит) и потребительского (частным физическим лицам) кредита. Государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний государственный кредит может, например, выступать в формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы. Государственный кредит может функционировать в форме государственных гарантий, бюджетных ссуд, товарных кредитов, льготных кредитов, инвестиционного налогового кредита (отсрочки налогового платежа, предоставляемая органами власти в порядке и на условиях, установленных законом).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: