Финансы промышленно развитых государств

Финансы унитарных государств (Италии, Франции, Японии):

Италия. Бюджетная система Италии состоит из двух звеньев: государственного бюджета и бюджетов местных органов самоуправления. Государственный бюджет включает два счета: текущих операций (выплаты жалованья и пенсий государственным служащим, покупки товаров и услуг, трансфертов частным и государственным организациям и населению, уплаты % по государственного долгу и движения капитала (прямые капвложения государства, трансферты госпредприятиям и учреждениям, предоставление кредитов, приобретение акций, погашение государственного долга.

Франция. Бюджетная система Франциисостоит из государственного бюджета, бюджетов 95 департаментов и 88 тыс. коммун. Государственный бюджет включает центральный бюджет (содержание администрации, обслуживание ГД, оборона, экономические и социальные программы др.), присоединенные бюджеты государственных организаций (почта, телеграф, телефон, национальная типография, монетный двор; социальные сельскохозяйственные пособия и др.) и специальные счета казначейства. Существует фонд экономического и социального развития (инвестиционные программы, региональное развитие, переквалификация рабочей силы и др.), кредитные фонды (банка Франции и др.).

Япония. Бюджетная система Японииимеет государственный бюджет, бюджеты 47 префектур и 3255 муниципалитетов. Наряду с центральным бюджетом или счетом центрального правительства (экономические и социальные нужды, оборона, целевые перечисления местным бюджетам, выплата процентов по государственному долгу) имеется инвестиционный бюджет (объем до половины государственного бюджета: капвложения и займы государственным корпорациям и местным органам власти) и специальные счета (для госпредприятий, корпораций, имуществ, фондов). Местные власти имеют около 7 тысяч таких счетов.

Финансы федеративных государств: Германии, США, Великобритании.

Германия. Бюджетная система Германии имеет три уровня: федеральный бюджет, бюджеты 16 земель и бюджеты общин. Из федерального бюджета бюджетам земель средства перечисляются в форме дотаций. Особенность бюджетной системы - подоходный налог делится между федеральным бюджетом (42,5%), бюджетом земли (42,5%) и местным бюджетом (15,0%), налог на прибыль корпораций – федеральный бюджет (50%) и бюджет земель (50%). В бюджетах земель ФРГ главное место занимают прямые налоги (подоходный, налог на прибыль корпораций, на имущество, налог с наследства). Доля федерального бюджета составляет более 40% всех средств.

США. Бюджетная система СШАсостоит из федерального бюджета, бюджета 50 штатов и более 80 тыс. бюджетов местных административных единиц: округов, муниципалитетов, городов и др. Федеральный бюджет состоит из 2-х частей: правительственный бюджет (или федеральные фонды) и доверительные (траст) фонды. За счет правительственного бюджета финансируются общенациональные и социальные программы. Доверительные фонды, как правило, носят целевой характер (фонды социального страхования и др.), включая производственную инфраструктуру (содержание федеральных автострад, аэропортов, гидроэлектростанций и др.). Ведущую роль играет федеральный бюджет (на его долю приходится порядка 60% всех средств). Функционирует фонд перестройки и развития экономики, формируемый за счет средств ФБ (страхует банковские операции с частными промышленными компаниями, осуществляет руководство программами экономического развития, стимулирует частный бизнес, особенно в периоды спада производства). Каждый штат имеет фонд агентства экономического развития, который предоставляет компаниям финансовую поддержку, обычно в прямой форме. Функционирует фонд перестройки и развития экономики, формируемый за счет средств ФБ (страхует банковские операции с частными промышленными компаниями, осуществляет руководство программами экономического развития, стимулирует частный бизнес, особенно в периоды спада производства). Каждый штат имеет фонд агентства экономического развития, который предоставляет компаниям финансовую поддержку, обычно в прямой форме. Функционируют также кредитные фонды, которые осуществляют программы по трём важнейшим направлениям – сельское хозяйство (например, фонд администрации фермерского кредита), жилищное строительство и внешнеэкономические связи (например, фонд экспортно-импортного банка США). В СШАиз федерального бюджета средства в бюджеты штатов и местные бюджеты поступают главным образом в виде субвенций (целевого финансирования). В бюджетах штатов преобладают косвенные налоги (налог с продаж 32% и др.), а также подоходный налог (30%). В США – банковская система исполнения федерального бюджета.

Великобритания. Бюджетная система Великобританиисостоит из обычного бюджета (текущие расходы на оборону, экономические и социальные цели, субсидии местным органам власти, выплаты % по государственному долгу, взносы в бюджет и другие фонды ЕС, платежи на содержание королевы и ее двора) и национального фонда займов (платежи по госдолгу, долгосрочные кредиты на капвложения госпредприятиями местным органам власти).

Бюджетные систем промышленно развитых государств имеют характерные черты. Главными источниками поступлений в них являются: подоходный налог, который дает примерно треть всех налоговых поступлений (кроме Франции – вдвое меньше), налог на заработную плату, роль которого колебалась от 1/5 в Англии до почти 1/2 во Франции, и налог на потребление. Характерной чертой является также низкая доля поступлений от налога на прибыли корпораций (от 5 до 25%). Важнейшая проблема – бюджетный дефицит (раньше был редкостью, а уже в 70-е гг. стал устойчивым, превратился в постоянный источник угрозы инфляции и препятствие долговременному росту экономики).

Основная тенденция государственных финансов промышленно развитых государств – устойчивый рост государственных расходов (закон Вагнера: «В странах, вступивших на путь промышленного развития темп роста расходов государства всегда выше темпа роста ВВП»). Так, доля государственных финансов в ВВП 12-ти развитых странах Европы (ныне входящих в ЕС) уже в 1995 г. составила 50% (Швеция и Дания – более 60%).

Наблюдается также устойчивая тенденция централизации финансов. Так, в США накануне ХХ века расходы местных бюджетов составляли 2/3, а федерального бюджета – 1/3 всех расходов; в конце же века: федеральный бюджет - более 2/3, а местные бюджеты – менее 1/3 расходов (доля расходов штатов увеличилась в 2 раза, а доля расходов местных властей сократилась в 4 раза).

Сегодня государственный финансы – это больше, чем регулирование государственных доходов и расходов. Они включают направление нецентрализованных ресурсов на цели государственной политики. Правительства используют разнообразные инструменты (фискальные, регулирующие, мониторинг), чтобы стимулировать и поощрять частную деятельность и частные расходы на эти цели. Идет сглаживание границ между частным и государственным секторами экономики. Еще Ф. Энгельс в «Анти-Дюринг» писал: «Современное государство, какова бы ни была его форма, есть по самой своей сути капиталистическая машина, государство капиталистов, идеальный совокупный капиталист. Чем больше производительных сил возьмет оно в свою собственность, тем полнее будет его превращение в совокупного капиталиста … Рабочие останутся наемными рабочими, пролетариями». Государственную собственность в условиях преобладания наемного труда К. Маркс характеризовал как частную собственность бюрократии – бюрократической буржуазии: «Бюрократия имеет в своём обладании государство, … это есть ее частная собственность». Согласно Марксу такая государственная собственность есть ни что иное «как всеобщая частная собственность, с бюрократией, представляющей “всеобщего капиталиста”». Отсюда следует, что Сталин ошибочно отождествлял государственную собственность с социалистической (общественной) собственностью, что никакого социализма в СССР построено не было. Отсюда следует также, что приватизация государственной собственности есть ни что иное, как превращение крупной буржуазной собственности в мелкую буржуазную собственность, то есть разрушение экономического потенциала производственной собственности. Именно в этом заключается причина так называемого «трансформационного спада» – приватизация является принципиально регрессивным путем реформирования государственной собственности, как и следует из закона Вагнера.

В настоящее время растет также международное сотрудничество в финансовой сфере, а национальная финансовая политика вмонтирована в мировую политику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: