Основным элементом государственных финансов является государственный бюджет. В переводе с английского «бюджет» (budget) означает «сумка, мешок, портфель, кошелек». Когда палата общин в Англии в 16-17 вв. утверждала субсидию королю, то канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось «open budget» (открытием портфеля), позже название портфеля было перенесено на сам документ.
Бюджет государства появляется не тогда, когда оно производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда начинает составлять смету доходов и расходов на определенный период.
Государственный бюджет – это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств. Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы страны,основной финансовый план, основной централизованный денежный фонд страны. Во второй половине ХХ века государственный бюджет превратился в мощный регулятор экономики (через него в промышленно развитых странах перераспределяется от 1/ 3 до 2/ 3 ВВП).
Бюджетный год (период) – время, протекающее между открытием и закрытием государственного счетоводства. Он может не совпадать с календарным (в Японии – с 1 апреля по 31 марта, в Швеции – с 1июля по 30 июня, в США – с 1 октября по 30 сентября). У нас и в России он совпадает с календарным годом.
Существует понятие льготный срок (от 1 до 5 месяцев) – предоставляемое для завершения финансирования объектов, закрытия финансовых счетов время. Бюджетный год с включением льготного срока образует счетный период, под которым понимается период фактического исполнения бюджета.
Бюджетный процесс – регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственных бюджетов всех уровней. Продолжительность БП может продолжаться до двух и более лет (вместе с утверждением отчета – свыше трех лет). Работа по составлению проекта бюджета начинается за 12-18 месяцев до начала нового бюджетного года (например, во Франции – за 14 месяцев, в США – за 18 месяцев).
Разработкой проекта бюджета занимаются министерства финансов (казначейства). После рассмотрения и одобрения проекта государственного бюджета высшим исполнительным органом (правительством и президентом) он поступает в законодательный орган (парламент). Государственный бюджет принимается в виде закона.
В Республике Беларусь утверждение государственного бюджета состоит из трех этапов: принятие Палатой представителей, одобрение Советом Республики, подписание Президентом. Принятый Закон о государственном бюджете публикуется и направляется для исполнения в Министерство финансов. Отчет об его исполнении проходит такую же процедуру утверждения.
Существуют три системы организации кассового исполнения бюджета: казначейская (казначейство принимает доходы, производит расходы и сдает остатки на специальные счета в банках, выступая кассиром и банкиром), банковская (исполнение передается центральному банку)и смешанная. В основе казначейской системы лежит принцип единства кассы (все доходы поступают на единый счет, с которого производятся все ассигнования в соответствии с утвержденными расходами), что позволяет Минфину осуществлять контроль за поступлением средств и их движением.
Целевые фонды (бюджетные и внебюджетные) – фонды, создаваемые для реализации конституционных прав граждан в удовлетворении конкретных потребностей социального и экономического характера. Правом образовывать целевые фонды обладают как центральные, так и местные органы власти. Обычно уже в названии фонда указана его цель.
Внебюджетные фонды действуют на основе положений о фондах, утвержденных либо органами законодательной, либо исполнительной власти (в соответствии с законами). Контроль за расходованием средств государственных внебюджетных фондов осуществляет Министерство финансов. Основные методы мобилизации средств внебюджетных фондов – специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Имеющееся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов и процентов. Внебюджетные фонды могут быть инвесторами и участниками рынков.
Целевые фонды классифицируются по срокам действия (постоянные, временные), целям (социальные, экономические и др.), правовому положению (полностью или частично самостоятельные), принадлежности (например, бюджетные или внебюджетные; негосударственные, международные и др.).






