Исторический генезис белорусских финансов

Конституционные основы и структура финансов Республики Беларусь

ТЕМА 2.3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1. Конституционные основы и структура финансов Республики Беларусь.

2.Исторический генезис белорусских финансов.

3. Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе и внебюджетных фондах»:основные положения, бюджетная классификация, бюджетное устройство, бюджетный процесс, виды бюджетов и др.

.

Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство (статья 1, раздел I «Основы конституционного строя»). Согласно Конституции собственность может быть государственной и частной. Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства (статья 13, раздел I «Основы конституционного строя»).

Государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом (статья 41, раздел II «Личность, общество, государство»).

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (там же, статья 47). Каждый имеет право на образование. Гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях. (статья 49, раздел II «Личность, общество, государство»). В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государства(статья 62, раздел II «Личность, общество, государство»).

Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции РБ, прав и свобод человека и гражданина (статья 79, раздел IV, глава 2 «Президент РБ»).

Президент РБ (статья 84, Раздел IV, глава 2 «Президент Республики Беларусь»):

- определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров, в том числе министра финансов, и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов (п.7).

- назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля (п.12).

- подписывает законы, в том числе закон о государственном бюджете; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или его отдельные положения со своими возражениями в Палату Представителей (п.24). Имеет право отменять акты Правительства (п. 25).

Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов. Он непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений. (статья 85, Раздел IV, глава 2 «Президент Республики Беларусь»).

Парламент – Национальное собрание РБ является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики (статья 90, раздел IV, глава 4 «Парламент – Национальное собрание»). Палата Представителей: рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости и др. (статья 97, раздел IV, глава 4 «Парламент – Национальное собрание»).

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты Представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате Представителей. Законопроекты, следствием которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату Представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению – Правительства (статья 99, глава 4 «Парламент – Национальное собрание»).

Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой Представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты других законов (статья 98, глава 4 «Парламент – Национальное собрание»). Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате Представителей, а затем в Совете Республики. Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, становится законом после принятия Палатой Представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты. В случае отклонения законопроекта Советом республики и непринятия согласованного текста законопроекта согласительной комиссией, Президент либо по его поручению Правительство могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение. Закон считается принятым Палатой представителей, при условии, что за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты Представителей. Закон, принятый Палатой Представителей и одобренный Советом Республики, либо принятый Палатой Представителей в порядке, предусмотренном настоящей статьей, предоставляется в 10-дневный срок на подпись Президенту. Закон после преодоления Палатой Представителей и Советом Республики возражений Президента подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан президентом в этот срок (статья 102, глава 4 «Парламент – Национальное собрание»).

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. Правительство подотчетно в своей деятельности Президенту и ответственно перед Парламентом (статья 106, глава 5 «Правительство – Совет Министров Республики Беларусь»).

Правительство Республики Беларусь разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчета о его исполнении; обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политик в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда (статья 107, глава 5«Правительство – Совет Министров Республики Беларусь»).

К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:

- утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

- установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;

- определение в пределах, установленным законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью (статья 121, раздел V, «Местное управление и самоуправление»).

Государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля (статья 129, раздел V, глава 8 «Комитет государственного контроля»).

Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. На территории РБ проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика (раздел VII, статья 132 «Финансово-кредитная система РБ»). Бюджетная система включает республиканский и местный бюджеты.

Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью.

В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды (Статья 133). Порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов определяется законом (Статья 134).

Согласно статье 135:

- отчет об исполнении республиканского бюджета представляется на рассмотрение Парламента не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года.

- отчеты об исполнении местных бюджетов подаются на рассмотрение соответствующих Советов в определенный законодательством срок.

- отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов публикуются.

Согласно статье 136 б анковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка и иных банков. Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.

Государственный бюджет проходит в своем развитии, как правило, те же этапы, что и государство, претерпевая количественные и качественные изменения. Выделяют четыре этапа развития государственного бюджета Беларуси, соответствующие периодам развития белорусского государства:

Первый этап (конец IX - конец XII ст.) характеризуется зарождением бюджета в волостях-княжествах Полоцкой Руси и его развитие в составе Древнерусского государства. На этом этапе «каждая волость княжество как государственное образование имела свою казну – своеобразный бюджетный фонд. Казна княжества не отделялась от казны князя и была в полном его распоряжении. Она формировалась из материальных ценностей. Княжеская казна пополнялась в основном за счет дани, доходов от продажи рабов и имущества, захваченного в результате войн». Казна формировалась «на уровне государства (великого князя), отдельных княжеств и внутри них. Волости и крупные города создавали свою казну, которая являлась прообразом местного бюджета. Прослеживается территориальный принцип сбора доходов, самостоятельность княжеств (бюджетные права), многоуровневая система формирования доходов».

Второй этап (с XIII до конца XVIII столетия) соответствует развитию Беларуси в составе Великого княжества литовского, русского и жамойцкого (ВКЛ) и Речи Посполитой. Казна формировалась их натуральных и денежных податей и платежей; существовало разграничение между доходами, поступающими в великокняжескую (государственную) казну, и остающимися в распоряжении отдельных землевладельцев и территорий. Помещикам предоставлялось право взимать часть податей в свою пользу. На этом этапе уже прослеживается деление платежей на налоговые и неналоговые, а налогов – на прямые и косвенные. Все большее их количество взималось в денежной форме. Великокняжеская казна становится денежным бюджетным фондом, а бюджет – финансовой категорией.

Третий этап (период с конца XVIII ст. по 1990 год) соответствует развитию Беларуси в составе России и СССР. Беларусь вовлекается в общероссийский более развитый рынок на основе общественного разделения труда. На территории Беларуси в это время существовало 5 губерний: Могилевская, Витебская, Гродненская, Виленская и Минская. Бюджет России состоял из государственного (общегосударственные программы) и местных бюджетов, а именно земских (губернских), мирских (волостных и сельских) и городских бюджетов.

Начало белорусской государственности фактически положила Октябрьская революция 1917 года, в результате которой была впервые создано белорусское государство – БССР (1 января 1919 г.). В 1922 г. БССР вошла в состав СССР. В 1944 г. БССР стала одним из учредителей и равноправных членов ООН. В составе СССР Беларусь быстро становится индустриальным государством с развитыми финансовыми отношениями, ее государственные финансы становятся частью финансов СССР.

Четвертый этап начался в июле 1990 г. с момента принятия Верховным Советом БССР декларации «О государственном суверенитете Республики Беларусь». В 1992 г. Беларусь принята в состав международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, МФК, МАР, МИГА и др.). Государственные финансы республики стали самостоятельными. Формирование бюджетной системы осуществляется в условиях рыночных преобразований.

Экономика Беларуси является открытой – больше половины продукции идет на экспорт. В экспорте преобладает промышленная продукция (90% тракторов и автомобилей, 75% станков, 60-80% химических волокон и нитей, почти все шины). 30% мирового рынка – БелАЗы, 10% - калийные удобрения, 8 %– тракторы).

3. Закон РБ «О бюджетной системе и внебюджетных фондах»: основные положения, бюджетная классификация, бюджетное устройство, бюджетный процесс, виды бюджетов и др.

Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь состоит из 6 глав и 39 статей:

Глава 1. Общие положения (статьи 1-3):

- Ст. 1. Основные термины и определения.

- Ст. 2. Бюджетно-финансовая политика.

- Ст. 3. Отношения РБ с другими государствами в области бюджетно-финансовой политики.

Глава 2. Основы бюджетного устройства (статьи 4-18):

- Ст. 4. Бюджетное устройство.

- Ст. 5. Структура бюджетной системы.

- Ст. 6. Консолидированный бюджет.

- Ст. 7. Чрезвычайный бюджет.

- Ст. 8. Единство бюджетной системы.

- Ст. 9. Полнота бюджетов.

- Ст. 10. Реальность бюджетов.

- Ст. 11. Гласность бюджетов.

- Ст. 12. Самостоятельность бюджетов.

- Ст. 13. Доходы бюджетов.

- Ст. 14. Расходы бюджетов.

- Ст. 15. Оборотная кассовая наличность.

- Ст. 16. Бюджетная классификация.

- Ст. 17. Сбалансированность бюджетов.

- Ст. 18. Уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет.

и государственных ВБФ».

Глава 3. Основы бюджетного процесса (статьи 19-22):

- Ст. 19. Бюджетный процесс.

- Ст. 20. Организация бюджетного процесса.

- Ст. 21. Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов.

- Ст. 22. Исполнение бюджетов.

Глава 4. Республиканский бюджет (статьи 23-29):

- Ст. 23. Содержание республиканского бюджета.

- Ст. 24. Доходы республиканского бюджета.

- Ст. 25. Расходы республиканского бюджета.

- Ст. 26. Составление, рассмотрение и утверждение проекта республиканского бюджета.

- Ст. 27. Исполнение республиканского бюджета.

- Ст. 28. Контроль за исполнением республиканского бюджета.

- Ст. 29. Отчет об исполнении республиканского бюджета.

Глава 5. Местные бюджеты (статьи 30-36):

- Ст. 30. Содержание местных бюджетов.

- Ст. 31. Доходы местных бюджетов.

- Ст. 32. Распределение доходов между местными бюджетами.

- Ст. 33. Расходы местных бюджетов.

- Ст. 34. Составление, рассмотрение и утверждение местных бюджетов.

- Ст. 35. Исполнение местных бюджетов.

- Ст. 36. Отчет об исполнении местных бюджетов.

Глава 6. Государственные внебюджетные фонды (статьи 37-39):

- Ст. 37. Государственные внебюджетные фонды.

- Ст. 38. Государственные внебюджетные фонды и бюджет.

- Ст. 39. Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов (смет) государственных внебюджетных фондов, контроль за их исполнением.

ТЕМА 2.4.ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Субъекты хозяйствования Республики Беларусь.

2. Финансы сферы материального производства.

3. Финансы сферы нематериального производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: