Финансы строительства
В отличие от других организаций сферы материального производства строительство конкретного объекта (здания, сооружения, жилого дома и т.д.) осуществляется строительной организацией (подрядчиком) по заказу и за счет средств другой организации (заказчика, инвестора) на договорных условиях. При этом используются оборотные средства подрядчика (для финансирования незавершенного производства). Но ведущее место в процессе строительства принадлежит финансам инвестора. Сущность и основные принципы организации финансов в строительстве те же, что и в промышленности.
Специфика строительства связана с наличием большого незавершенного производства в составе оборотных средств подрядной организации, существенных различий в материалоемкости и трудоемкости работ на отдельных этапах строительства объекта, постоянной сменой мест производства работ и неравномерного поступления выручки, обусловленного сдачей выполненных работ заказчику.
|
|
Основное хозяйственное звено управления строительством - строительно-монтажный трест (или организация, приравненная к нему), находящийся на полном хозрасчете и самофинансировании. Затраты на строительно-монтажные работы состоят из прямых и накладных расходов.
Прямые расходы – затраты на приобретение и доставку материалов, деталей, конструкций, основная заработная плата рабочих, расходы по эксплуатации строительных машин и механизмов, прочие прямые расходы.
Накладные расходы – административно—хозяйственные расходы, расходы по обслуживанию рабочих, расходы по организации и производству работ и прочие.
Вместе с прямыми и накладными расходами полная сметная стоимость включает плановую прибыль.
Наряду со сметной стоимостью в строительстве различают три вида себестоимости: сметная, плановая, фактическая.
Сметная себестоимость – меньше полной стоимости на сумму плановой прибыли.
Плановая себестоимость – меньше сметной себестоимости на сумму планируемой экономии от снижения себестоимости работ.
Фактическая себестоимость – отражает всю величину производственных затрат, определенных по данным бухгалтерского баланса, включая штрафы, пени, неустойки за простой транспортных средств и т.д.
Основные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный, трубопроводный. Основная задача грузового транспорта – доставка на предприятия всех сфер производства материальных элементов и доставка произведенных ими материальных товаров в сферу потребления. Он соединяет предприятия, отрасли и территории в единый народнохозяйственны комплекс. В средне развитых государствах доля транспорта в основных производственных средствах составляет (10-15)%, а в ВВП – около 10%, включая республику Беларусь.
|
|
Наиболее мобильным является автомобильный транспорт. Именно на него в Республике Беларусь приходится наибольшая часть грузо- и пассажиропотоков.
Особенности технологии и экономики транспорта:
1. Продукция транспорта перемещается – изменяет свое местоположение, процесс производства и реализации продукции слиты воедино (например, ее нельзя накапливать, резервировать), она не отделена от самого процесса производства.
2. Стоимость перевозки добавляется к стоимости производства продукта (груза).
3. В структуре расходов отсутствуют затраты на сырье (используется лишь топливо и смазочные материалы).
Процесс перевозок существенно влияет на процесс обращения общественного продукта. Некоторые считают, что в этой сфере не создается новая стоимость, но это устаревший взгляд, согласно которому стоимость создается только непосредственно в сфере материального производства. Стоимость – это количество общественно необходимого труда, воплощенного в продукте труда, его цене как денежном выражении стоимости.
Названные особенности определяют и особенности финансов:
1. Отсутствуют запасы сырья, готовой продукции, незавершенного производства и, соответственно, снижается потребность в оборотных фондах. Велика роль денежных средств, расчетов с дебиторами, товаров отгруженных и оказанных услуг. Это минимизирует влияние инфляционных процессов на состояние финансов транспорта.
2. Транспортный процесс увеличивает стоимость готового продукта-товара.
3. Высокая доля заработной платы и амортизационных отчислений, так как отсутствуют затраты на сырье и полуфабрикаты.
4. Развитие транспорта должно опережать развитие производства внутреннего брутто-продукта.