Финансовая отчетность – система показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение предприятия на определенную дату, а также результаты ее деятельности за определенный период.
Основные требования к финансовой отчетности: достоверность (правдивость), полнота, целостность и нейтральность, последовательность, сопоставимость показателей, открытость и публичность и др.
Основные пользователи финансовой отчетности – руководители и работники предприятия, государственные органы и учреждения, инвесторы, кредиторы, деловые партнеры, общественные и профессиональные организации.
Согласно Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 111, бухгалтерская отчетность организаций (за исключением некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, за исключением выбывших активов, оборотов по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг) за квартал и год состоит из:
|
|
бухгалтерского баланса;
отчета о прибылях и убытках;
отчета об изменении капитала;
отчета о движении денежных средств;
пояснительной записки.
Бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, за исключением выбывших активов, оборотов по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг (далее – некоммерческие организации), за год состоит из:
бухгалтерского баланса;
отчета о прибылях и убытках;
отчета о целевом использовании полученных средств.
Бухгалтерская отчетность организации составляется с учетом показателей деятельности ее филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, в том числе имеющих отдельный баланс. Показатели бухгалтерской отчетности приводятся в миллионах белорусских рублей в целых числах. Если данные за период предыдущего года, аналогичный отчетному периоду, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке в соответствии с законодательством, а также с учетом изменений учетной политики, в том числе произведенной реорганизации организации.
Бухгалтерский баланс (баланс предприятия) (форма № 1) – таблица, в которой на определенную дату характеризуется имущественное и финансовое состояние предприятия. Он состоит из двух частей: 1) – актив, 2) – собственный капитал и обязательства (пассив).
Актив (имущество или средства предприятия) включает долгосрочные активы и краткосрочные активы.
Долгосрочные активы:
- основные средства,
|
|
- нематериальные активы, доходные вложения в материальные активы (инвестиционная недвижимость; предметы финансовой аренды, то есть лизинга; прочие доходные вложения в материальные активы),
- вложения в долгосрочные активы,
- долгосрочные финансовые вложения,
- отложенные налоговые активы,
- долгосрочная дебиторская задолженность,
- прочие долгосрочные активы;
Краткосрочные активы:
- запасы (материалы, животные на выращивании и откорме, незавершенное производство, готовая продукция и товары, товары отгруженные, прочие запасы);
- долгосрочные активы, предназначенные для реализации;
- расходы будущих периодов;
- налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам;
- краткосрочная дебиторская задолженность,
- краткосрочные финансовые вложения,
- денежные средства и их эквиваленты,
- прочие краткосрочные активы.
Собственный капитал и обязательства включает собственный капитал, долгосрочные обязательства и краткосрочные обязательства.
Собственный капитал:
- уставный капитал,
- неоплаченная часть уставного капитала,
- собственные акции (доли в уставном капитале),
- резервный капитал,
- добавочный капитал,
- нераспределенная прибыль (непокрытый убыток),
- чистая прибыль (убыток) отчетного периода,
- целевое финансирование.
Долгосрочные обязательства:
- долгосрочные кредиты и займы,
- долгосрочные обязательства по лизинговым платежам,
- отложенные налоговые обязательства,
- доходы будущих периодов,
- резервы предстоящих платежей,
- прочие долгосрочные обязательства.
Краткосрочные обязательства:
- краткосрочные кредиты и займы,
- краткосрочная часть долгосрочных обязательств,
- краткосрочная кредиторская задолженность (поставщикам, подрядчикам, исполнителям; по авансам полученным; по налогам и сборам; по социальному страхованию и обеспечению; по оплате труда; по лизинговым платежам; собственнику имущества – учредителям, участникам; прочим кредиторам),
- обязательства, предназначенные для реализации,
- доходы будущих периодов,
- резервы предстоящих платежей,
- прочие краткосрочные обязательства.
Основное правило бухгалтерского баланса – актив должен быть равен собственному капиталу и обязательствам (пассиву).
Отчет о прибылях и убытках (отчет о финансовых результатах)(форма № 2) содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности за отчетный и за аналогичный период прошлого года. Сведения размещены в строгой последовательности, позволяющей проследить весь механизм получения прибыли (убытка), то есть с выделением всех компонентов конечного финансового результата.
Прибыль – это выручка предприятия за вычетом затрат. Это конечный результат, обобщающий показатель финансово-экономической деятельности, основа экономического развития.
Виды прибыли согласно формам отчета о прибылях и убытках:
1. Валовая прибыль – разница между выручкой от реализации продукции, товаров, работ, услуг и их себестоимостью.
2. Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг – разница между валовой прибылью и суммой управленческих расходов и расходов на реализацию.
3. Прибыль (убыток) от текущей деятельности – разница между прибылью (убытком) от реализации продукции, товаров, работ, услуг и доходами (расходами) от текущей деятельности.
4. Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности - разница прибылью (убытком) от текущей деятельности и суммой доходов (расходов) от инвестиционной, а также от финансовой и прочей деятельности.
5. Прибыль (убыток) до налогообложения – разница между прибылью (убытком) от текущей деятельности и прибылью (убытком) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности.
6. Чистая прибыль (убыток) – это разница между прибылью (убытком) до налогообложения и суммарным результатом, включающим налог на прибыль, изменение отложенных налоговых активов, изменение отложенных налоговых обязательств, прочие налоги и сборы, исчисляемые из прибыли (дохода).
|
|
7. Совокупная прибыль (убыток) – это разница между чистой прибылью (убытком) и суммой, состоящей из результата от переоценки долгосрочных активов, не включаемого в чистую прибыль (убыток), и результата от прочих операций, не включаемого в чистую прибыль (убыток).
Различают также базовую прибыль (убыток) на акцию и разводненную прибыль (убыток) на акцию.
Отчет об изменении капитала (отчет о движении капитала) содержит информацию об изменении (процессе движения) капитала в течение года.
Он включает сведения:
- остаток капитала на начало года;
- корректировки в связи с изменением учетной политики;
- корректировки в связи с исправлением ошибок;
- увеличение собственного капитала, в том числе чистая прибыль; доходы от прочих операций, не включаемые в чистую прибыль или убыток; выпуск дополнительных акций; увеличение номинальной стоимости акций; вклады собственника имущества, то есть учредителей, участников; реорганизация);
- уменьшение собственного капитала (убыток; переоценка долгосрочных активов; расходы от прочих операций, не включаемые в чистую прибыль или убыток; уменьшение номинальной стоимости акций; выкуп акций - долей в уставном капитале; дивиденды и другие доходы от участия в уставном капитале организации; реорганизация);
- изменение уставного капитала;
- изменение резервного капитала;
- изменение добавочного капитала,
- остаток на конец года.
- корректировки в связи с изменением учетной политики в течение года;
- корректировки в связи с исправлением ошибок;
- скорректированный остаток на конец года.
Предметом анализа является собственный капитал, включая уставный капитал и капитал, образуемый из прибыли (резервный и др.), чистую прибыль, а также изменение стоимости акций, переоценку долгосрочных активов, выкуп акций и др.
|
|
Отчет о движениях денежных средств (форма № 4) содержит информацию о поступлении денежных средств и их расходовании в трех видах деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой (остаток на начало года, поступления, расходование, остаток на конец года).
Источники в сфере текущей деятельности (выручка от реализации, роялти, прочие поступления), в сфере инвестиционной деятельности (поступления от покупателей основных средств, нематериальных активов и других долгосрочных активов; возврат предоставленных займов; доходы от участия в уставном капитале других организаций; проценты; прочие поступления), в сфере финансовой деятельности (кредиты и займы, выпуск акций, вклады собственника имущества – учредителей, участников, прочие поступления).
Направления расходования в сфере текущей деятельности (приобретение запасов, работ, услуг; расходы на оплату труда; расходы на оплату налогов и сборов; расходы на прочие выплаты), в сфере инвестиционной деятельности (приобретение и создание основных средств, нематериальных активов и других долгосрочных активов; предоставление займов; вклады в уставный капитал других организаций; прочие выплаты), в сфере финансовой деятельности (погашение кредитов и займов; выплаты дивидендов и других доходов от участия в уставном капитале организации; выплаты процентов; лизинговые платежи; прочие выплаты).
Отчет о движении денежных средств включает остаток денежных средств и их эквивалентов на конец отчетного периода, а также влияние изменений курса иностранной валюты по отношению к белорусскому рублю.
Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 5) включает остаток средств на начало года, поступление и использование средств, остаток средств на конец года.
Поступление средств включает их приток за счет вступительных взно сов, членских и целевых взносов, безвозмездной (спонсорской) помощи и прочих источников.
Использование средств включает расходы на целевые мероприятия (безвозмездную – спонсорскую помощь, представительские и иные аналогичные мероприятия, иные мероприятия), на содержание аппарата управления (оплату труда, служебные командировки, содержание основных средств и иного имущества. Ремонт основных средств и иного имущества, прочие расходы), на приобретение основных средств и иного имущества, а также на иные цели.
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь не только определяет основные формы финансовой отчетности, но и конкретизирует основные требования к заполнению форм финансовой отчетности предприятий (организаций), включая Пояснительную записку.Например, в главе, посвященной Пояснительной записке и состоящей из 15 разделов, в первом разделе указывается, что она должна содержать:
- описание основных направлений деятельности организации, основные показатели ее деятельности;
- способы ведения бухгалтерского учета, принятые в организации согласно учетной политике;
- дополнительную информацию по статьям бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменении капитала, отчета о движении денежных средств, отчета о целевом использовании полученных средств, представленную в том порядке, в котором показаны статьи в указанных отчетах;
- дополнительную информацию, которая не содержится в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, отчете об изменении капитала, отчете о движении денежных средств, отчете о целевом использовании полученных средств, но уместна для понимания бухгалтерской отчетности ее пользователями;
- иную информацию, раскрытие которой в пояснительной записке установлено законодательством.